13.09.2023

"ЦБ нажал на тормоза". Банк России перешел в активное наступление на экономический рост. Теперь экономике нужна защита

В газете "Ведомости" вышла колонка Сергея Заверского

В последнем бюллетене «О чем говорят тренды» Банк России несколько раз указал на то, что экономика, по мнению авторов материала, «по всей видимости, превысила своей потенциальный уровень». Судя по более ранним высказываниям представителей ЦБ, это именно та ситуация, которую они называют термином «перегрев». А значит, в логике Банка России, пора снова и снова повышать ставку и прочими мерами ужесточать кредитные условия в стране. Формальная цель ужесточения при этом – ограничить внутренний спрос, чтобы придавить инфляционные процессы.

Но о каком «потенциальном уровне экономики» идет речь? Из теории известно, что потенциальный объем выпуска – это уровень выпуска, который экономика способна произвести при полной загрузке факторов производства при существующих ресурсных, технологических и институциональных ограничениях. Важно, что это ненаблюдаемая величина, которая рассчитывается множеством разных способов, и даже в рамках одного способа расчета могут быть получены разные результаты в зависимости от того, какие данные берутся исследователями. Как правило, от позиции исследователя тут зависит многое, и центральные банки (и вряд ли наш тут исключение) используют чаще те данные, которые выводят на оправдание проводимой политики (речь прежде всего о выборе временного периода и частоты данных).

При этом складывается ощущение, что Банк России стал смешивать понятия «потенциального уровня выпуска» и целевого. Из высказываний и документов (например, из проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг.) следует, что потенциальный уровень выпуска – это именно тот, к которому надо стремиться. И тут есть две проблемы.

Во-первых, «траектория сбалансированного роста», описываемая Банком России, в частности, в том же проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, предполагает темпы роста российского ВВП всего на 1,5–2,5% в год. Это темпы роста, при которых доля российской экономики в мировой будет только сокращаться, не говоря уже о проблемах с обеспечением задач национального развития в широком смысле – от безопасности и социальной стабильности до технологического суверенитета.

Во-вторых, важно понимать, что потенциальный объем выпуска – показатель не фиксированный, а способный динамично изменяться. С чисто статистической точки зрения показатель потенциального выпуска представляет собой линию тренда в динамике фактического ВВП. И в этом плане странно выстраивать политику с ориентацией лишь на возвращение к тренду, но не на его перелом в положительную сторону. К изменению же тренда могут приводить изменения на рынке труда, инвестиции в создание новых производств, а также появление новых технологий, обеспечивающее рост производительности (как труда, так и капитала) и изменение объемов вовлекаемых в производство природных ресурсов. На значение этого показателя влияют и решения, принимаемые в области экономической политики, в том числе в денежно-кредитной сфере.

В нашем случае стоит иметь в виду, что текущий уровень технологий, используемый в производстве внутри страны, далек от технологического фронтира. Фактически текущий дефицит на рынке труда во многом результат именно недостаточного технологического развития. Огромные резервы трудовых ресурсов сокрыты именно в низкой производительности труда, и речь идет о миллионах человек, если мы поставим задачу выхода на средний уровень по производительности по странам ОЭСР.

Но рост производительности сам по себе не происходит. Для этого нужны инвестиции – как государственные, так и частные. Есть потребности как в обновлении производственного оборудования на конкретных линиях и в обучении кадров, так и в расшивке узких мест в логистике – как внутрирегиональной, так и межрегиональной и международной. Есть также потребности в повышении мобильности персонала, а значит, и в формировании рынка по-настоящему доступного жилья. Но все это факторы, которые находятся в обратной зависимости от жесткости денежно-кредитных условий. Чем выше будет уровень ключевой ставки и чем жестче будут требования к заемщикам, тем больше будет дефицит на рынке труда и разрыв в уровне производительности с ведущими странами. То есть жесткая денежно-кредитная политика сама по себе является фактором, ограничивающим потенциальный объем выпуска в экономике.

Пора выходить из этого тупика. Нужно ориентироваться не на творчески рассчитываемый «потенциальный уровень выпуска», а на целевой, за который можно принять, например, уровень, обеспечивающий ВВП на душу населения в РФ на уровне хотя бы Португалии ($26 000/год), что соответствует росту ВВП примерно в 1,8 раза с текущих уровней. Но для этого надо коренным образом изменить сам подход: не экономика должна подстраиваться под цели ЦБ, а центральный банк должен находить решения для роста экономического потенциала. Собственно, смысл экономической политики и заключается в том, чтобы способствовать расширению потенциала и повышению эффективности использования факторов производства.

Источник: Ведомости

"ЦБ нажал на тормоза". Банк России перешел в активное наступление на экономический рост. Теперь экономике нужна защита
В газете "Ведомости" вышла колонка Сергея Заверского

В последнем бюллетене «О чем говорят тренды» Банк России несколько раз указал на то, что экономика, по мнению авторов материала, «по всей видимости, превысила своей потенциальный уровень». Судя по более ранним высказываниям представителей ЦБ, это именно та ситуация, которую они называют термином «перегрев». А значит, в логике Банка России, пора снова и снова повышать ставку и прочими мерами ужесточать кредитные условия в стране. Формальная цель ужесточения при этом – ограничить внутренний спрос, чтобы придавить инфляционные процессы.

Но о каком «потенциальном уровне экономики» идет речь? Из теории известно, что потенциальный объем выпуска – это уровень выпуска, который экономика способна произвести при полной загрузке факторов производства при существующих ресурсных, технологических и институциональных ограничениях. Важно, что это ненаблюдаемая величина, которая рассчитывается множеством разных способов, и даже в рамках одного способа расчета могут быть получены разные результаты в зависимости от того, какие данные берутся исследователями. Как правило, от позиции исследователя тут зависит многое, и центральные банки (и вряд ли наш тут исключение) используют чаще те данные, которые выводят на оправдание проводимой политики (речь прежде всего о выборе временного периода и частоты данных).

При этом складывается ощущение, что Банк России стал смешивать понятия «потенциального уровня выпуска» и целевого. Из высказываний и документов (например, из проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг.) следует, что потенциальный уровень выпуска – это именно тот, к которому надо стремиться. И тут есть две проблемы.

Во-первых, «траектория сбалансированного роста», описываемая Банком России, в частности, в том же проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, предполагает темпы роста российского ВВП всего на 1,5–2,5% в год. Это темпы роста, при которых доля российской экономики в мировой будет только сокращаться, не говоря уже о проблемах с обеспечением задач национального развития в широком смысле – от безопасности и социальной стабильности до технологического суверенитета.

Во-вторых, важно понимать, что потенциальный объем выпуска – показатель не фиксированный, а способный динамично изменяться. С чисто статистической точки зрения показатель потенциального выпуска представляет собой линию тренда в динамике фактического ВВП. И в этом плане странно выстраивать политику с ориентацией лишь на возвращение к тренду, но не на его перелом в положительную сторону. К изменению же тренда могут приводить изменения на рынке труда, инвестиции в создание новых производств, а также появление новых технологий, обеспечивающее рост производительности (как труда, так и капитала) и изменение объемов вовлекаемых в производство природных ресурсов. На значение этого показателя влияют и решения, принимаемые в области экономической политики, в том числе в денежно-кредитной сфере.

В нашем случае стоит иметь в виду, что текущий уровень технологий, используемый в производстве внутри страны, далек от технологического фронтира. Фактически текущий дефицит на рынке труда во многом результат именно недостаточного технологического развития. Огромные резервы трудовых ресурсов сокрыты именно в низкой производительности труда, и речь идет о миллионах человек, если мы поставим задачу выхода на средний уровень по производительности по странам ОЭСР.

Но рост производительности сам по себе не происходит. Для этого нужны инвестиции – как государственные, так и частные. Есть потребности как в обновлении производственного оборудования на конкретных линиях и в обучении кадров, так и в расшивке узких мест в логистике – как внутрирегиональной, так и межрегиональной и международной. Есть также потребности в повышении мобильности персонала, а значит, и в формировании рынка по-настоящему доступного жилья. Но все это факторы, которые находятся в обратной зависимости от жесткости денежно-кредитных условий. Чем выше будет уровень ключевой ставки и чем жестче будут требования к заемщикам, тем больше будет дефицит на рынке труда и разрыв в уровне производительности с ведущими странами. То есть жесткая денежно-кредитная политика сама по себе является фактором, ограничивающим потенциальный объем выпуска в экономике.

Пора выходить из этого тупика. Нужно ориентироваться не на творчески рассчитываемый «потенциальный уровень выпуска», а на целевой, за который можно принять, например, уровень, обеспечивающий ВВП на душу населения в РФ на уровне хотя бы Португалии ($26 000/год), что соответствует росту ВВП примерно в 1,8 раза с текущих уровней. Но для этого надо коренным образом изменить сам подход: не экономика должна подстраиваться под цели ЦБ, а центральный банк должен находить решения для роста экономического потенциала. Собственно, смысл экономической политики и заключается в том, чтобы способствовать расширению потенциала и повышению эффективности использования факторов производства.

Источник: Ведомости

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )