21.06.2023

"Напряженный оптимизм ПМЭФ и три драйвера для экономики Юга"

ИКСИ и Институт Столыпина к форуму подготовили доклад, который показал масштаб проблемы – и «умную реформу» госкапитализма, предполагающую приватизацию целого ряда госактивов

ПМЭФ 2023 года прошел в атмосфере оптимистического подъема, в котором содержалось подозрение, что подъем этот может оказаться явлением временным. Однако форум показал, что позиции Юга России на общем фоне крепче среднего – новая ситуация создала как минимум три мощных драйвера для экономики региона.

По количеству участников нынешний экономический форум в Питере сопоставим только с рекордным 2019 годом, который был два кризиса назад, - тогда на мероприятие приехали 19 тыс. участников. Затем был провал до 13,5-14 тысяч, а в этом году – 17. Впрочем, когда подсчитали объем инвестиций, соглашения по которым были заключены на форуме, оказалось, что общая сумма уступает прошлому году – 3,86 трлн рублей против 5,6 трлн годом ранее. Правда, количество проектов выросло на 30% - это значит, что инвестиционный процесс стал более массовым, а значит и несколько менее политизированным.

При этом Юг на общем фоне выделяется – Юг России явно выиграл от событий последних лет больше, чем страна в целом, что напрямую отразилось на динамике соглашений: как мы уже успели подсчитать, треть заявленных на ПМЭФ 2023 инвестиций уходит на Юг, что обеспечивает значительный прирост региону в инвестиционной сфере. Три драйвера для Юга – это спрос на развитие внутреннего туризма, создание логистического хаба на территории Ростовской области для снабжения новых территорий и актуализация транспортных коридоров, идущих через ЮФО и СКФО. Но сначала надо обозначить федеральный контекст дискуссии.

Развилка для центра: какими будут источники для внутреннего роста
Если собрать лейтмотивы выступлений, думаю, на них пришлась бы значительная доля контента форума. Реальность оказалось гораздо лучше, а экономика России – устойчивей, чем думали. ВВП растет и будет расти, безработица и инфляция на исторических минимумах. Глобальная экономика не рухнула, а перестраивается, у России в ней ключевая роль. И вообще – крупнейший международный форум проходит в момент украинского наступления на полях СВО, что само по себе выглядело как абсолютный контроль над ситуаций. Поначалу казалось, сквозь эту плотную завесу рапортуемого оптимизма к реальной проблематике текущего момента не прорваться. Однако общий фундамент этого позитива был необходим для того, чтобы осторожно посмотреть дальше.

Оптимизм держится во многом на активизации государства как инвестора и, как ни странно, на пока благоприятной внешней ситуации. Благоприятность в том, что мировой кризис, который уже прогнозируют целый ряд экономистов, пока не наступил, но если и когда он наступит, не задеть развивающиеся рынки он не сможет. Это главная внешняя угроза, но есть и внутренние. За год, как сообщил министр финансов Антон Силуанов, расходы правительства выросли в полтора раза – «куда дальше?». А точнее: если вы хотите дальше наращивать госрасходы, откуда вы предлагаете брать дополнительные деньги? Главная внутренняя угроза: нехватка ресурсов в ситуации, когда не все обозначенные государством за последний год цели достигнуты. Приоритеты правительства хорошо структурировал глава Сбера Герман Греф: увеличение расходов на оборонно-промышленный комплекс, борьба с социальным неравенством, создание новой инфраструктуры и импортозамещение. Все это чрезвычайно затратные направления. «Эксперт Юг» уже писал о том, как государство повышало в 2022 году МРОТ и доходы бюджетников – эта работа будет продолжена и в этом году. В инфраструктурной сфере государство сильно активизировалось, на уровне регионов оно местами просто переосмыслило свою роль. Краснодарский край за последние три года увеличил свой бюджет развития в 10 раз – с 15 до 150 млрд рублей в год. Но чем выше ставки, тем больше опасения, что денег не хватит. Потому что инфраструктуры надо еще больше, а в сфере импортозамещения все только начинается. «Самой неоднозначной в оценках бизнеса является политика в сфере индустриализации. Очевидно успешны политика в сфере сельского хозяйства, сфере услуг, а индустриальную политику до конца успешной бизнес назвать не может», – сказал Герман Греф. На вопрос, почему, лаконичный ответ дал глава «Автоваза» Максим Соколов: в предыдущие годы вектор правительства не был направлен на достижение этих задач, но сейчас ситуация изменилась. Подчеркнем: изменилось пока только отношение, инвестиций в импортозамещение пока не хватает.

Сценарии пополнения бюджета проговариваются. Перспектива увеличения налогов для бизнеса – это негативный сценарий, который в случае реализации не может не ударить по активности частного бизнеса. В то же время ни у кого нет уверенности, что этой самой активности хватает, чтобы решить задачи государственной важности – это, безусловно, Именно этот сценарий, похоже, пытается реализовать правительство. Президент Владимир Путин во время пленарного доклада подчеркнул: год назад очень многие предрекали стране переход в закрытый командно-административный режим, но этого перехода не произошло, ставка была осознанно сделана на поддержку частной инициативы. Надо понимать, что когда милитаристский блок российских элит, роль которого и среди спикеров ПМЭФ резко выросла, критикует неких «либералов», он во многом сегодня критикует и Путина, который сделал этот выбор. Но президент предъявляет результат: рост ВВП в апреле 2023 года оценивается в 3,3%, рост по итогам года ожидается на уровне 1-2%. Иными словами, избранная модель работает.

Вот только роль госсектора велика, как никогда. Институт Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований к форуму подготовили доклад, который показал масштаб проблемы – и «умную реформу» госкапитализма, предполагающую приватизацию целого ряда госактивов. Это промежуточный сценарий. К этому же сценарию надо отнести массу производных – на форуме было много тем, которые фактически предполагали реформирование государственной машины и госуправления. Наиболее радикально проблему выразил Андрей Макаров, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы: «Мы чемпионы мира не только по санкциям, которые против нас ввели, но и по санкциям, которые мы ввели в отношении своих собственных граждан. Нигде в мире нет такого количества административной и уголовной ответственности, потому что на каждую проблему – мнимую или реальную – мы отвечаем тем, что мы вносим поправки в административный или уголовный кодекс. Сейчас происходит кардинальная трансформация экономической модели. В такой ситуации повышается роль государства. Если раньше шла конкуренция за ресурсы, то сейчас это конкуренция в качестве государственного управления».

Таким образом, основную дилемму, перед которой стоит федеральный центр, можно сформулировать так: как обеспечить достижение всех четырех приоритетов правительства, оставаясь при этом в рамках рыночной модели экономики? Нужно учитывать, что в этой ситуации на центр воздействует не только либеральное, но и мобилизационное лобби – и за год именно последнее в силу понятных причин стало гораздо мощнее.

Почему Юг России будет расти быстрее страны в целом
На этом фоне Юг России выглядит сегодня наиболее благополучно, в наибольшей степени реализуя ставку на активизацию частных инвесторов. Как мы показали, проанализировав весь объем инвестпроектов, соглашения по которым подписаны на ПМЭФ, если в целом по итогам форума наблюдалось сокращение инвестиционной активности, то Юг показал опережающие темпы прироста инвестиций. И это не случайность.

Юг России к текущему моменту подошел с максимально благоприятным раскладом. Пандемия подготовила фундамент для роста инвестиций в туризм и инфраструктуру для туризма. Эту тенденцию мы отмечали уже по итогам 2021 года – и с тех пор она прослеживается все ярче. Туризм привлек 415 млрд рублей – и это на 15% больше, чем в прошлом году, когда, казалось, отрасль установила рекорд. Внутренний туризм – очевидный драйвер для развития прежде всего Крыма и Краснодарского края, во вторую очередь – для развития Северного Кавказа.

В Ростовской области действует другой драйвер – который сформировался в результате СВО. «Ростовская область перестала быть приграничным регионом, а стала крупным транзитным узлом, каким область была в советское время, - говорит Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. - Таганрог из тупикового города стал транзитным — поток идет в новые субъекты федерации, которые вошли в состав России. И это мощный экономический драйвер. Мы видим, как растет интерес к Ростовской области как площадке для размещения новых производств, которые будут работать в том числе на новые территории. В первом квартале 2023 года мы получили потрясающий рост инвестиций в 70 процентов, при этом частных - на 30 процентов. Я это объясняю новой ролью Ростовской области как транзитного региона. Многие думают, что этот драйвер выдохнется за 2-3 года, а я думаю, что это долгосрочный фактор роста для Ростовской области».
На Юге России сложилась редкая конъюнктура, которая будет обеспечивать опережающее развитие региона. У ключевых территорий – Крыма, Краснодарского края, Ростовской области, в целом СКФО – в результате произошедших перемен складываются модели опережающего роста.

Наиболее перспективные отрасли в контексте новой роли региона — продуктовая индустрия, индустрия строительных материалов, в целом промышленность, логистика. Очевидно, что на новых территориях будет самая большая стройка в России на ближайшие годы. Планы, которые уже сверстаны на ближайшие два года только для Донецкой республики, — это 2 трлн только бюджетных вложений. Бюджетные инвестиции серьезно растут и в Ростовской области, но здесь скачок связан в существенной степени со срочной реализацией на территории области одного из крупнейших проектов, связанных с водоснабжением Донбасса – мощный водовод связал низовье Дона с Донецкой областью.

На ПМЭФ не прозвучал ярко Северный Кавказ, но нужно помнить, что регион отстрелялся на майской Кавказской инвестиционной выставке, которую «Эксперт Юг» подробно освещал. КИВ собрал более 3 тыс. участников и около 150 млрд рублей в соглашениях с инвесторами. ПМЭФ принес еще около 50 млрд рублей. Совокупно это больше, чем Ростовская область, которая находится в тройке южных регионов-лидеров по итогам форума. Северный Кавказ в последние годы переживает трансформацию. «Для того, чтобы развивать регион, надо создать условия, на сегодняшний момент условия здесь созданы. Ковид, санкции, СВО и развитие внутреннего туризма раскрыли потенциал Кавказа», - лаконично сформулировал «Эксперту Юг» глава Северной Осетии-Алании Сергей Меняйло.

Можно добавить еще и геополитику, изменения которой резко повысили важность международных транспортных коридоров, идущих через ЮФО и СКФО. «Я вообще в позитиве, - говорит Виталий Савельев, министр транспорта РФ. - У нас три транспортных коридора, каждый из них тащит за собой ряд проектов. Сейчас у всех на слуху «Север-Юг», он очень важен, особенно политически, но в этом году мы ожидаем 17 млн тонн по нему, а 2030 году – 41 млн тонн – таков наш прогноз. Но у нас еще есть Азово-Черноморский коридор – а там будет более 200 млн тонн в этом году, а к 2030 году будет 254 млн тонн. За последний год вся логистика переместилась на восток. Восточный коридор в этой году перевезет 285 млн тонн, а к 2030 году – 385 млн тонн».

На Юге России сложилась редкая конъюнктура, которая будет обеспечивать опережающее развитие региона. У ключевых территорий – Крыма, Краснодарского края, Ростовской области, в целом СКФО – в результате произошедших перемен складываются модели опережающего роста. Ранее очень часто весь Юг как полюс роста вывозил один, иногда два региона. В данном же случае мы видим гораздо более широкий фронт для роста. И уже даже видим сам рост.

Источник: Эксперт

"Напряженный оптимизм ПМЭФ и три драйвера для экономики Юга"
ИКСИ и Институт Столыпина к форуму подготовили доклад, который показал масштаб проблемы – и «умную реформу» госкапитализма, предполагающую приватизацию целого ряда госактивов

ПМЭФ 2023 года прошел в атмосфере оптимистического подъема, в котором содержалось подозрение, что подъем этот может оказаться явлением временным. Однако форум показал, что позиции Юга России на общем фоне крепче среднего – новая ситуация создала как минимум три мощных драйвера для экономики региона.

По количеству участников нынешний экономический форум в Питере сопоставим только с рекордным 2019 годом, который был два кризиса назад, - тогда на мероприятие приехали 19 тыс. участников. Затем был провал до 13,5-14 тысяч, а в этом году – 17. Впрочем, когда подсчитали объем инвестиций, соглашения по которым были заключены на форуме, оказалось, что общая сумма уступает прошлому году – 3,86 трлн рублей против 5,6 трлн годом ранее. Правда, количество проектов выросло на 30% - это значит, что инвестиционный процесс стал более массовым, а значит и несколько менее политизированным.

При этом Юг на общем фоне выделяется – Юг России явно выиграл от событий последних лет больше, чем страна в целом, что напрямую отразилось на динамике соглашений: как мы уже успели подсчитать, треть заявленных на ПМЭФ 2023 инвестиций уходит на Юг, что обеспечивает значительный прирост региону в инвестиционной сфере. Три драйвера для Юга – это спрос на развитие внутреннего туризма, создание логистического хаба на территории Ростовской области для снабжения новых территорий и актуализация транспортных коридоров, идущих через ЮФО и СКФО. Но сначала надо обозначить федеральный контекст дискуссии.

Развилка для центра: какими будут источники для внутреннего роста
Если собрать лейтмотивы выступлений, думаю, на них пришлась бы значительная доля контента форума. Реальность оказалось гораздо лучше, а экономика России – устойчивей, чем думали. ВВП растет и будет расти, безработица и инфляция на исторических минимумах. Глобальная экономика не рухнула, а перестраивается, у России в ней ключевая роль. И вообще – крупнейший международный форум проходит в момент украинского наступления на полях СВО, что само по себе выглядело как абсолютный контроль над ситуаций. Поначалу казалось, сквозь эту плотную завесу рапортуемого оптимизма к реальной проблематике текущего момента не прорваться. Однако общий фундамент этого позитива был необходим для того, чтобы осторожно посмотреть дальше.

Оптимизм держится во многом на активизации государства как инвестора и, как ни странно, на пока благоприятной внешней ситуации. Благоприятность в том, что мировой кризис, который уже прогнозируют целый ряд экономистов, пока не наступил, но если и когда он наступит, не задеть развивающиеся рынки он не сможет. Это главная внешняя угроза, но есть и внутренние. За год, как сообщил министр финансов Антон Силуанов, расходы правительства выросли в полтора раза – «куда дальше?». А точнее: если вы хотите дальше наращивать госрасходы, откуда вы предлагаете брать дополнительные деньги? Главная внутренняя угроза: нехватка ресурсов в ситуации, когда не все обозначенные государством за последний год цели достигнуты. Приоритеты правительства хорошо структурировал глава Сбера Герман Греф: увеличение расходов на оборонно-промышленный комплекс, борьба с социальным неравенством, создание новой инфраструктуры и импортозамещение. Все это чрезвычайно затратные направления. «Эксперт Юг» уже писал о том, как государство повышало в 2022 году МРОТ и доходы бюджетников – эта работа будет продолжена и в этом году. В инфраструктурной сфере государство сильно активизировалось, на уровне регионов оно местами просто переосмыслило свою роль. Краснодарский край за последние три года увеличил свой бюджет развития в 10 раз – с 15 до 150 млрд рублей в год. Но чем выше ставки, тем больше опасения, что денег не хватит. Потому что инфраструктуры надо еще больше, а в сфере импортозамещения все только начинается. «Самой неоднозначной в оценках бизнеса является политика в сфере индустриализации. Очевидно успешны политика в сфере сельского хозяйства, сфере услуг, а индустриальную политику до конца успешной бизнес назвать не может», – сказал Герман Греф. На вопрос, почему, лаконичный ответ дал глава «Автоваза» Максим Соколов: в предыдущие годы вектор правительства не был направлен на достижение этих задач, но сейчас ситуация изменилась. Подчеркнем: изменилось пока только отношение, инвестиций в импортозамещение пока не хватает.

Сценарии пополнения бюджета проговариваются. Перспектива увеличения налогов для бизнеса – это негативный сценарий, который в случае реализации не может не ударить по активности частного бизнеса. В то же время ни у кого нет уверенности, что этой самой активности хватает, чтобы решить задачи государственной важности – это, безусловно, Именно этот сценарий, похоже, пытается реализовать правительство. Президент Владимир Путин во время пленарного доклада подчеркнул: год назад очень многие предрекали стране переход в закрытый командно-административный режим, но этого перехода не произошло, ставка была осознанно сделана на поддержку частной инициативы. Надо понимать, что когда милитаристский блок российских элит, роль которого и среди спикеров ПМЭФ резко выросла, критикует неких «либералов», он во многом сегодня критикует и Путина, который сделал этот выбор. Но президент предъявляет результат: рост ВВП в апреле 2023 года оценивается в 3,3%, рост по итогам года ожидается на уровне 1-2%. Иными словами, избранная модель работает.

Вот только роль госсектора велика, как никогда. Институт Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований к форуму подготовили доклад, который показал масштаб проблемы – и «умную реформу» госкапитализма, предполагающую приватизацию целого ряда госактивов. Это промежуточный сценарий. К этому же сценарию надо отнести массу производных – на форуме было много тем, которые фактически предполагали реформирование государственной машины и госуправления. Наиболее радикально проблему выразил Андрей Макаров, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы: «Мы чемпионы мира не только по санкциям, которые против нас ввели, но и по санкциям, которые мы ввели в отношении своих собственных граждан. Нигде в мире нет такого количества административной и уголовной ответственности, потому что на каждую проблему – мнимую или реальную – мы отвечаем тем, что мы вносим поправки в административный или уголовный кодекс. Сейчас происходит кардинальная трансформация экономической модели. В такой ситуации повышается роль государства. Если раньше шла конкуренция за ресурсы, то сейчас это конкуренция в качестве государственного управления».

Таким образом, основную дилемму, перед которой стоит федеральный центр, можно сформулировать так: как обеспечить достижение всех четырех приоритетов правительства, оставаясь при этом в рамках рыночной модели экономики? Нужно учитывать, что в этой ситуации на центр воздействует не только либеральное, но и мобилизационное лобби – и за год именно последнее в силу понятных причин стало гораздо мощнее.

Почему Юг России будет расти быстрее страны в целом
На этом фоне Юг России выглядит сегодня наиболее благополучно, в наибольшей степени реализуя ставку на активизацию частных инвесторов. Как мы показали, проанализировав весь объем инвестпроектов, соглашения по которым подписаны на ПМЭФ, если в целом по итогам форума наблюдалось сокращение инвестиционной активности, то Юг показал опережающие темпы прироста инвестиций. И это не случайность.

Юг России к текущему моменту подошел с максимально благоприятным раскладом. Пандемия подготовила фундамент для роста инвестиций в туризм и инфраструктуру для туризма. Эту тенденцию мы отмечали уже по итогам 2021 года – и с тех пор она прослеживается все ярче. Туризм привлек 415 млрд рублей – и это на 15% больше, чем в прошлом году, когда, казалось, отрасль установила рекорд. Внутренний туризм – очевидный драйвер для развития прежде всего Крыма и Краснодарского края, во вторую очередь – для развития Северного Кавказа.

В Ростовской области действует другой драйвер – который сформировался в результате СВО. «Ростовская область перестала быть приграничным регионом, а стала крупным транзитным узлом, каким область была в советское время, - говорит Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. - Таганрог из тупикового города стал транзитным — поток идет в новые субъекты федерации, которые вошли в состав России. И это мощный экономический драйвер. Мы видим, как растет интерес к Ростовской области как площадке для размещения новых производств, которые будут работать в том числе на новые территории. В первом квартале 2023 года мы получили потрясающий рост инвестиций в 70 процентов, при этом частных - на 30 процентов. Я это объясняю новой ролью Ростовской области как транзитного региона. Многие думают, что этот драйвер выдохнется за 2-3 года, а я думаю, что это долгосрочный фактор роста для Ростовской области».
На Юге России сложилась редкая конъюнктура, которая будет обеспечивать опережающее развитие региона. У ключевых территорий – Крыма, Краснодарского края, Ростовской области, в целом СКФО – в результате произошедших перемен складываются модели опережающего роста.

Наиболее перспективные отрасли в контексте новой роли региона — продуктовая индустрия, индустрия строительных материалов, в целом промышленность, логистика. Очевидно, что на новых территориях будет самая большая стройка в России на ближайшие годы. Планы, которые уже сверстаны на ближайшие два года только для Донецкой республики, — это 2 трлн только бюджетных вложений. Бюджетные инвестиции серьезно растут и в Ростовской области, но здесь скачок связан в существенной степени со срочной реализацией на территории области одного из крупнейших проектов, связанных с водоснабжением Донбасса – мощный водовод связал низовье Дона с Донецкой областью.

На ПМЭФ не прозвучал ярко Северный Кавказ, но нужно помнить, что регион отстрелялся на майской Кавказской инвестиционной выставке, которую «Эксперт Юг» подробно освещал. КИВ собрал более 3 тыс. участников и около 150 млрд рублей в соглашениях с инвесторами. ПМЭФ принес еще около 50 млрд рублей. Совокупно это больше, чем Ростовская область, которая находится в тройке южных регионов-лидеров по итогам форума. Северный Кавказ в последние годы переживает трансформацию. «Для того, чтобы развивать регион, надо создать условия, на сегодняшний момент условия здесь созданы. Ковид, санкции, СВО и развитие внутреннего туризма раскрыли потенциал Кавказа», - лаконично сформулировал «Эксперту Юг» глава Северной Осетии-Алании Сергей Меняйло.

Можно добавить еще и геополитику, изменения которой резко повысили важность международных транспортных коридоров, идущих через ЮФО и СКФО. «Я вообще в позитиве, - говорит Виталий Савельев, министр транспорта РФ. - У нас три транспортных коридора, каждый из них тащит за собой ряд проектов. Сейчас у всех на слуху «Север-Юг», он очень важен, особенно политически, но в этом году мы ожидаем 17 млн тонн по нему, а 2030 году – 41 млн тонн – таков наш прогноз. Но у нас еще есть Азово-Черноморский коридор – а там будет более 200 млн тонн в этом году, а к 2030 году будет 254 млн тонн. За последний год вся логистика переместилась на восток. Восточный коридор в этой году перевезет 285 млн тонн, а к 2030 году – 385 млн тонн».

На Юге России сложилась редкая конъюнктура, которая будет обеспечивать опережающее развитие региона. У ключевых территорий – Крыма, Краснодарского края, Ростовской области, в целом СКФО – в результате произошедших перемен складываются модели опережающего роста. Ранее очень часто весь Юг как полюс роста вывозил один, иногда два региона. В данном же случае мы видим гораздо более широкий фронт для роста. И уже даже видим сам рост.

Источник: Эксперт

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )