19.11.2023

Сергей Заверский для тг Незыгарь – о главных экономических вызовах для регионов сегодня.

Ключевой вызов для развития регионов сегодня – это отсутствие четкого понимания будущего, что в конечном итоге создает проблемы и для реализации инвестиционного потенциала, и для развития человеческого капитала. Например, с одной стороны, у нас есть курс на импортозамещение и «поворот на Восток», а с другой – настолько жесткая денежно-кредитная политика со стороны ЦБ, что осуществлять долгосрочные вложения что в производство, что в логистику без существенных вложений со стороны государства в подавляющем большинстве случаев становится экономически нецелесообразным. Хотя текущего уровня госфинансирования начинает не хватать, если уже даже РЖД сообщает, что без поддержки крупных инфраструктурных проектов на повестку дня встанет повышение тарифной нагрузки для грузоотправителей. Регионам, в первую очередь промышленным, на этом фоне особенно непросто, так как, с одной стороны, потенциально привлекательные для реализации инвестпроекты появляются регулярно, тем более в регионах с богатой сырьевой базой, но с другой стороны – их слишком часто приходится откладывать на полку, в силу разных причин, но чаще всего вследствие отсутствия долгосрочного доступного финансирования и/или требуемой инфраструктуры, наличие которой тоже во многом на финансирование и завязано. В итоге создается ощущение постоянно упускаемых возможностей, которое оптимизма не добавляет никому. И региональные власти далеко не всегда могут своими силами ситуацию поменять, так как они ограничены и в предоставлении стимулов, и в привлечении финансовых ресурсов с рынка, в том числе для развития инфраструктуры. Ограниченность финансовых ресурсов на региональном и местном уровнях препятствует в конечном итоге развитию наиболее важного ресурса – человеческого капитала, что сокращает и инвестиционный потенциал регионов. Население продолжает уезжать в мегаполисы, причем в наиболее активной и квалифицированной его части. Проблема со временем усугубляется: инвестиции стремятся туда, где кадры, а кадры – туда, где инвестиции, и в итоге многие регионы остаются и без инвестиций, и без кадров. Динамика зарплат тут не должна вводить в заблуждение – зарплаты растут во многих регионах, но, пользуясь актуальным термином от главы Совета Федерации, не только в зарплатах «счастье». Стимулы уезжать создает для населения то же отсутствие видения своего будущего в регионах, или будущего своих детей. В большинстве малых и средних городов строительства нового многоквартирного жилья нет вовсе или почти нет, для получения качественного образования или медицинских услуг необходимо ехать часто за сотни километров, при том, что транспортная связность тоже оставляет желать лучшего. К обеспеченности качественной городской средой, возможностям для туризма и отдыха тоже есть вопросы. Однако это именно то, что и определяет привлекательность места для жизни. Развитие инфраструктуры всех типов – ключевой момент для развития регионов. Она нужна и для населения, она нужна и для бизнеса. Про необходимость развития больших транспортных артерий и логистические мощности и говорить не нужно – потребность в них стала очевидной еще несколько лет назад. То же, что строить быстро за счет бюджета не получается, особенно в плане городской и социальной инфраструктуры, логично развивать, например, через механизмы компенсации затрат частных инвесторов на строительство объектов, или обеспечить максимально широкие возможности для муниципалитетов по финансированию строительства инфраструктуры, в том числе через рынок облигаций. Хотя при текущей стоимости финансовых ресурсов больших прорывов, конечно, ожидать не приходится, но нормативную базу нужно готовить уже сейчас.

Источник: Незыгарь

Сергей Заверский для тг Незыгарь – о главных экономических вызовах для регионов сегодня.

Ключевой вызов для развития регионов сегодня – это отсутствие четкого понимания будущего, что в конечном итоге создает проблемы и для реализации инвестиционного потенциала, и для развития человеческого капитала. Например, с одной стороны, у нас есть курс на импортозамещение и «поворот на Восток», а с другой – настолько жесткая денежно-кредитная политика со стороны ЦБ, что осуществлять долгосрочные вложения что в производство, что в логистику без существенных вложений со стороны государства в подавляющем большинстве случаев становится экономически нецелесообразным. Хотя текущего уровня госфинансирования начинает не хватать, если уже даже РЖД сообщает, что без поддержки крупных инфраструктурных проектов на повестку дня встанет повышение тарифной нагрузки для грузоотправителей. Регионам, в первую очередь промышленным, на этом фоне особенно непросто, так как, с одной стороны, потенциально привлекательные для реализации инвестпроекты появляются регулярно, тем более в регионах с богатой сырьевой базой, но с другой стороны – их слишком часто приходится откладывать на полку, в силу разных причин, но чаще всего вследствие отсутствия долгосрочного доступного финансирования и/или требуемой инфраструктуры, наличие которой тоже во многом на финансирование и завязано. В итоге создается ощущение постоянно упускаемых возможностей, которое оптимизма не добавляет никому. И региональные власти далеко не всегда могут своими силами ситуацию поменять, так как они ограничены и в предоставлении стимулов, и в привлечении финансовых ресурсов с рынка, в том числе для развития инфраструктуры. Ограниченность финансовых ресурсов на региональном и местном уровнях препятствует в конечном итоге развитию наиболее важного ресурса – человеческого капитала, что сокращает и инвестиционный потенциал регионов. Население продолжает уезжать в мегаполисы, причем в наиболее активной и квалифицированной его части. Проблема со временем усугубляется: инвестиции стремятся туда, где кадры, а кадры – туда, где инвестиции, и в итоге многие регионы остаются и без инвестиций, и без кадров. Динамика зарплат тут не должна вводить в заблуждение – зарплаты растут во многих регионах, но, пользуясь актуальным термином от главы Совета Федерации, не только в зарплатах «счастье». Стимулы уезжать создает для населения то же отсутствие видения своего будущего в регионах, или будущего своих детей. В большинстве малых и средних городов строительства нового многоквартирного жилья нет вовсе или почти нет, для получения качественного образования или медицинских услуг необходимо ехать часто за сотни километров, при том, что транспортная связность тоже оставляет желать лучшего. К обеспеченности качественной городской средой, возможностям для туризма и отдыха тоже есть вопросы. Однако это именно то, что и определяет привлекательность места для жизни. Развитие инфраструктуры всех типов – ключевой момент для развития регионов. Она нужна и для населения, она нужна и для бизнеса. Про необходимость развития больших транспортных артерий и логистические мощности и говорить не нужно – потребность в них стала очевидной еще несколько лет назад. То же, что строить быстро за счет бюджета не получается, особенно в плане городской и социальной инфраструктуры, логично развивать, например, через механизмы компенсации затрат частных инвесторов на строительство объектов, или обеспечить максимально широкие возможности для муниципалитетов по финансированию строительства инфраструктуры, в том числе через рынок облигаций. Хотя при текущей стоимости финансовых ресурсов больших прорывов, конечно, ожидать не приходится, но нормативную базу нужно готовить уже сейчас.

Источник: Незыгарь

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )