30.06.2023

ИКСИ представил доклад «О необходимости перехода к «экономике предложения»»

В июне 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России поставил задачу формирования в нашей стране суверенной экономики – экономики предложения, в корне отличающейся от той экономической модели, которой мы следовали последние 30 лет. Цель настоящего доклада – начать дискуссию об экономике предложения и о первоочередных шагах по ее построению в России.

О необходимости перехода к «экономике предложения»

В июне 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России поставил задачу формирования в нашей стране суверенной экономики – экономики предложения, в корне отличающейся от той экономической модели, которой мы следовали последние 30 лет. Переход к новой модели требует осмысления не только особенностей экономики предложения и ее отличий от других экономических моделей, но и путей ее формирования. В этом заключается основная цель настоящего доклада – начать дискуссию об экономике предложения и о первоочередных шагах по ее построению в России.

Необходимость перехода России к новой, суверенной модели экономики назрела уже давно. Прежняя экономическая модель, расцвет которой пришелся на период до 2008 года, предполагала, что главное для развития экономики – это обладать относительной макроэкономической стабильностью и поддерживать определенный уровень спроса на внутреннем рынке, прежде всего за счет механизмов перераспределения. Такая модель предполагает опору на государство в качестве основного источника роста. С годами это привело к тому, что государственный сектор экономики существенно расширился – и речь не только об органах государственного управления, но и о разрастающихся госбанках, госкорпорациях и иные организациях с госучастием.

Со временем эта система перестала справляться с поставленными задачами. Инвесторам, как выяснилось, важна не столько макроэкономическая стабильность, сколько качество институтов, уровень защиты прав и свобод предпринимателей. Экспортные доходы стали сокращаться, а внутренний рынок – стагнировать. В попытках продолжить поддержание макроэкономической стабильности «экономика спроса», сформированная в интересах бюрократии, фактически стала экономикой ограничений, а по сути – экономикой стагнации. Сохранение этой модели будет неизбежно требовать постепенного повышения налогов, ужесточения денежно-кредитной политики, других видов регулирования. В такой среде, и тем более на фоне внешних ограничений, будет все сложнее решать стоящие перед страной задачи, как в области обеспечения национальной безопасности, так и плане повышения благосостояния населения, устойчивого развития и т.д. Заявления же о том, что российская экономика находится на своем «потенциальном уровне» просто не учитывают того, что и объемы выпуска многих видов продукции, и ее качество остаются весьма невысокими.

Выходом из этой ситуации может и должен стать переход к новой модели – модели экономики предложения, которую Президент определил как «наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей». По сути, Президент пригласил общество к дискуссии о том, как следует провести переход от сложившейся «экономики ограничений» к экономике поддержки, оздоровления, структурирования предложения.

Основой «экономики предложения» является создание условий для реализации частной предпринимательской инициативы, которая и будет ключом к росту предложения товаров и услуг. Для этого важно обеспечивать бизнесу доступ к ключевым ресурсам развития – финансированию, инновациям, квалифицированным кадрам, объектам инфраструктуры, конкурентным рынкам. Частный бизнес уже продемонстрировал свои сильные стороны в беспрецедентных условиях санкций, когда благодаря гибкости российских компаний, в том числе малых и средних, были найдены новые рынки, новые партнеры и логистические маршруты, что позволило сохранить работоспособность российской экономики. Улучшение же инвестиционного и делового климата в целях формирования экономики предложения будет стимулировать ускоренное развитие частного бизнеса, что будет способствовать созданию рабочих мест, росту доходов и формированию «общества среднего достатка».

Реализация идеи построения «экономики предложения» в России будет противостоять неблагоприятным тенденциям в экономике: сокращению рабочей силы, стагнации производительности труда, недостаточной инвестиционной активности, что сдерживает рост потенциального ВВП. Более того, экономика предложения откроет дорогу к успеху в жизни для широких слоев населения за счет упорного труда в реализации своих предпринимательских идей, профессионального и карьерного роста. Тем самым в России будет сформировано сообщество людей, которые заинтересованы в поступательном развитии страны, без потрясений и революций. Именно это позволит обеспечить в обществе долгосрочную стабильность.

Для полноценного перехода к «экономике предложения» требуется серьезное переосмысление подходов к экономической политике и работе ведущих институтов. Принципиально важно избавиться от традиционных подходов, предполагающих, что система всегда должна находиться в равновесии. Для органов государственного управления и подведомственных им структур это означает не просто изменение отдельных норм и правил, но и постановку принципиально новых для себя задач. Например, для Банка России, который при «экономике ограничений» был ориентирован прежде всего на поддержание стабильности в том или ином плане, сейчас стоят задачи замещения всего функционала, который раньше нам давало полноценное участие в западной финансовой системе – это не только обеспечение долгосрочных и доступных финансовых ресурсов, но и, в частности, создание новых механизмов международных расчетов.

Крайне важно, чтобы формирование экономики предложения через развитие частного бизнеса нашло как можно более полное отражение в регуляторных нормах, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, планах развития инфраструктуры и т.д. Изменения необходимы как на уровне документов, лежащих в основе регулирования, так и на уровне конкретных действий регулирующих структур – Правительства РФ, Банка России, правоохранительных органов, судебной системы и др.

Как представляется, первоочередные действия по построению экономики предложения должны относиться ко следующим направлениям.

Во-первых, это поддержка конкуренции и защита свободы предпринимательства, направленная на отказ от доминирования госкомпаний и компаний с госучастием на рынках, декриминализацию предпринимательской деятельности, снижение административного давления на бизнес и расширения его участия в работе представительных органов власти.

Во-вторых, необходимо обеспечение доступности финансовых ресурсов для бизнеса при создании производственных мощностей и развитии технологий, путем развития банковского кредитования, рынка ценных бумаг и иных механизмов инвестирования.

В-третьих, требуется развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры, нацеленное на обеспечение свободного доступа бизнеса к транспортным путям, логистическим мощностям, электроэнергии и т.д., что даст возможность организации новых производств в том числе в регионах страны, удаленных от столичных центров.

В-четвертых, необходимо расширение предложения труда и обеспечение роста его производительности, направленное на активизацию необходимых прикладных образовательных программ, обеспечение мобильности рабочей силы за счет создания привлекательных условий жизни за пределами мегаполисов, и создание стимулов для инвесторов, применяющих передовые технологии в производстве и управлении.

В-пятых, нужно создание условий для внешнеэкономической деятельности в условиях санкционного давления, нацеленное на расширение возможностей для российских участников по осуществлению экспортно-импортных операций, трансграничных расчетов и взаимодействия с иностранными инвесторами.

 

Предложения по мерам экономической политики

1. Поддержка конкуренции и защита свободы предпринимательства

Переход к экономике предложения, основанной на развитии частного предпринимательства, требует принятия целенаправленных мер по поддержке и развитию справедливой конкуренции на рынке. В текущих условиях это требует отказа от «госкапитализма» – доминирующего положения госкомпаний и компаний с государственным участием, а также восстановления институтов рыночной экономики и сокращения государственного аппарата. Не менее важным является декриминализация предпринимательской деятельности, что является необходимым условием свободной реализации предпринимательской инициативы и подразумевает обеспечение высокого уровня защиты прав и свобод предпринимателей. Требуется также обеспечить возможности участия предпринимателей в работе представительных органов власти.

Во-первых, необходим отказ от сложившейся модели «госкапитализма» – модели экономических отношений внутри страны, основанной на доминировании государственных корпораций, компаний и банков с госучастием, с целью расширения возможностей для развития частного бизнеса и повышения конкуренции.

Назрело проведение преобразований разросшегося госсектора, доля которого в ВВП России составляет около 50%, путем реализации следующих мер:

  • перевод части акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплат пенсий из их дивидендов;
  • продажа неэффективных госкомпаний и долей компаний с госучастием, в том числе непрофильных активов госкомпаний, частным заинтересованным инвесторам (при этом возможности участия госбанков и их дочерних структур в данной приватизации следует ограничить на законодательном уровне).

Отдельная работа необходима по развитию конкуренции на банковском рынке, где доля госбанков превышает 70%. Целесообразно создание в ведущих макрорегионах страны профильных банков, обслуживающих важнейшие направления развития региональных экономик, таких как жилищно-строительный банк, промышленный банк, банк развития малого и среднего бизнеса и т.д. Необходимо продолжить работу по переносу операций и перерегистрации банков из «первой двадцатки» в регионы.

Задачи развития региональных банков требуют законодательного закрепления статуса регионально значимой кредитной организации для региональных банков, являющихся перспективными центрами финансирования малого и микро-бизнеса в регионах, а также реализации стимулирующих программ для данной категории банков (по аналогии с программами поддержки малого и среднего бизнеса) с отдельными лимитами финансирования и рефинансирования, на которые не смогут претендовать крупные банки. В рамках данных программ региональным банкам могут быть предоставлены стимулы к созданию групп для объединения технологических решений или совместного продвижения продуктов, что позволит их участникам получить необходимую экономию на масштабе. Такие программы могут распространяться на действующие банки с базовой лицензией (на данный момент – около 100 банков). Необходимо также снижение регуляторных барьеров, направленных на расширение количества банков с базовой лицензией.

Одновременно целесообразно повысить для банков (прежде всего – госбанков) издержки ведения непрофильного бизнеса (т.е. предоставления финансирования непрофильному бизнесу). В частности, может быть повышена норма резервирования для непрофильных активов банка.

При этом государство должно сосредоточиться на решении тех задач, которые не могут быть эффективно решены рынком – т.н. «провалов рынка». В числе таких задач – создание объектов инфраструктуры, имеющих высокую стоимость и длительные сроки окупаемости, обеспечение учета национальных интересов в международных экономических отношениях, осуществление контроля за соблюдением норм законодательства, в том числе экологических норм.

Во-вторых, требуется продолжить и ускорить работу по системной декриминализации предпринимательской деятельности, направленную на радикальное снижение количества лиц, заключаемых под стражу по подозрениям или обвинениям в совершении преступлений в сфере экономики, а также на сокращение количества уголовных дел, в основе которых по сути лежит хозяйственный спор об исполнении обязательств, их сроков и т.д. Необходимо также продолжение работы по отказу от избыточного административного регулирования бизнеса. Бизнес, в том числе малый и средний, должен увидеть реальные возможности роста и развития в условиях справедливой конкуренции.

Важную роль играет проведение судебной реформы, обеспечивающей повышение независимости судей (в том числе путем перехода к выборности судей, обеспечения их ротации каждые два года, а также создания новой кассационной инстанции на уровне федеральных округов), изменение кадрового состава судейского корпуса (за счет назначения на должность судей лиц с опытом работы адвокатами и/или в прокуратуре), повышение ответственности судей за заведомо неправосудные решения, а также расширение полномочий Верховного суда РФ по отмене вступивших в законную силу решений судов, грубо нарушающих нормы материального права и единство правоприменительной практики в Российской Федерации.

В-третьих, необходимо активизировать работу региональных и муниципальных органов власти с предпринимательским сообществом. Требуется обеспечить включение большего числа предпринимателей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, в состав представительных органов власти. При этом необходима целенаправленная работа с бизнес-сообществом по разъяснению действующих норм, облегчающих вхождение предпринимателей в состав законодательных органов власти, в том числе введенный в 2023 г. упрощенный порядок декларирования доходов и имущества региональных и муниципальных депутатов. Наряду с этим, требуется расширить привлечение бизнес-сообщества к работе совещательных и консультативных органов при исполнительной власти в регионах и муниципалитетах.

В-четвертых, необходимо провести инвентаризацию функций государственного аппарата с целью сокращения количества вопросов и задач, которые курирует государственный аппарат (по аналогии с реформами, проводимыми в 2000-2003 гг.). Это позволит не только снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, но и высвободить дополнительные объемы денежных средств, которые на текущий момент тратятся на избыточный штат чиновников, а также увеличить предложение на рынке труда.

 2. Обеспечение доступности финансовых ресурсов

Формирование экономики предложения невозможно без адаптации к новым вызовам политики Банка России – мегарегулятора финансового рынка, играющего особую роль в формировании структуры экономики. Такая адаптация должна касаться как денежно-кредитной политики Банка России, так и политик по развитию банковской системы и финансовых рынков.

Во-первых, Банк России должен стать проводником экономической политики Правительства РФ и поручений Президента РФ в части обеспечения стабильной работы внутренней финансовой системы и ресурсов для развития экономики.

Подобная структура управления экономикой наиболее соответствует необходимости решения задач восстановительного экономического развития и экономического «прорыва», и применялась в странах Азии (Япония, Южная Корея, Китай), добившихся в XX и XXI веках высоких темпов роста экономики, кардинального повышения уровня жизни населения и формирования экономического суверенитета на базе рыночного капитализма с национальной спецификой.

Во-вторых, назрело расширение целей деятельности Банка России в области денежно-кредитной политики. Цель по обеспечению ценовой стабильности должна балансироваться с целями по экономическому развитию и, соответственно, с расширением предложения товаров и услуг. Цели деятельности Банка России не должны ограничиваться только контролем за инфляцией, что предполагает воздействие прежде всего на спрос, а должны в обязательном порядке включать и другие экономические показатели, напрямую связанные с развитием и расширением предложения в экономике. Такими показателями могут выступать, например, объем инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций, осуществляемых за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов) и/или количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

На фоне этих изменений в подходах к регулированию со стороны Банка России должны быть реализованы следующие меры:

  • Снижение ключевой ставки Банка России до уровня не выше 5% годовых и ее долговременная фиксация на этом уровне, что будет обеспечивать приемлемые условия для реализации инвестиционных проектов; обеспечение уровня реальной процентной ставки Банка России на уровне не выше 0% до устойчивого выхода экономики на темпы роста, опережающие темпы роста мировой экономики.
  • Послабление банковских нормативов при кредитовании проектов импортозамещения, с целью снижения давления на капитал банков.
  • Финансирование региональными банками специальных ипотечных программ или проектов финансирования массового арендного жилья. С этой целью целесообразно введение для них послаблений по нормативам, а также обеспечение их специальными источниками рефинансирования.
  • Расширение возможностей финансирования бизнеса через рынок облигаций – в частности, снижение коэффициента риска по резервированию для банков при покупке облигаций российских эмитентов с высоким кредитным рейтингом и/или облигаций, выпускаемых для реализации проектов импортозамещения, изменение подходов к формированию Ломбардного списка Банка России с целью его расширения и реализация программы по частичному выкупу Банком России облигаций всех типов субъектов экономики, реализующих инвестиционные проекты, направленные на расширение предложения товаров и услуг.
  • Развитие специальных типов долгосрочных облигаций с минимальной фиксированной ставкой (не выше 5% годовых) – прежде всего, инфраструктурных облигаций и облигаций, выпускаемых для реализации проектов импортозамещения (в частности, в сфере производства компонентов)
  • Упрощение механизмов секьюритизации через выпуск облигаций для стратегических отраслей и предприятий при включении выпускаемых облигаций в Ломбардный список Банка России
  • Поддержка участия частных индивидуальных инвесторов на фондовом рынке за счет усиления защиты прав миноритарных акционеров, реальной борьбы с инсайдерской торговлей и борьбы с манипулированием рынком (как с помощью сделок, так и с помощью новостей).
  • Развитие инструментов долгосрочного финансирования, включая пересмотр перечня направлений и лимитов для инвестиций пенсионных фондов, а также реализацию программ, рассчитанных на долгосрочное привлечение средств частных инвесторов из «дружественных» стран на долговой и фондовый рынки РФ через привлечение иностранных брокеров из «дружественных» стран.
  • Повышение ликвидности внутреннего рынка ценных бумаг за счет выступления Банка России в роли маркет-мейкера. Для этих целей могут использоваться средства ФНБ.
  • Развитие альтернативных механизмов инвестирования – прямые инвестиции и краудфандинг. В частности, необходимо стимулирование НПФ, страховых компаний, банков к размещению средств в фондах прямых инвестиций за счет ослабления регуляторных ограничений со стороны Банка России. Также требуется внедрение механизмов по снижению рисков недобросовестного поведения лиц, привлекающих средства, по нецелевому расходованию, а также механизмов повышения уровня защиты прав инвесторов (право собственности, интеллектуальные права). При этом развитие рынка ЦФА с обязательным допуском физических лиц в качестве неквалифицированных инвесторов позволит за счет цифровизации бизнес-процессов и использования блокчейн-технологий развить новый механизм привлечения денежных средств с меньшей стоимостью привлечения за счет снижения комиссий и затрат на организацию выпусков. Кроме того, необходимо расширение лимита инвестирования на одного инвестора в рамках краудфандинга (свыше 600 тыс. руб.) и расширение количества операторов инвестиционных платформ.

Для расширения источников привлечения капитала для инвестиций и снижения стоимости его привлечения целесообразно создать механизм гарантирования государством привлечения внешнего финансирования бизнесом из дружественных стран (прежде всего, из стран Ближнего Востока и Китая). Кроме того, целесообразно рассмотреть возможности активизации практики использования концессионных соглашений.

 3. Развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры

Неотъемлемой частью экономики предложения является развитие инфраструктуры и обеспечение свободного доступа к ней для частного бизнеса – как крупного, так и малого и среднего. В первую очередь это относится к транспортно-логистической инфраструктуре, создающей возможность для работы новых производств, активизации межрегиональной и внешней торговли, облегчения доступа российских производителей на внешние рынки, а также организации поставок критически важного импорта. Наряду с этим, необходимо развитие энергетической инфраструктуры, а также инфраструктуры населенных пунктов, что создает возможность развития бизнеса в регионах, удаленных от центров деловой активности, причем не только в крупных, но и в малых населенных пунктах. Требуется также принятие мер по обеспечению доступных и предсказуемых условий пользования объектами инфраструктуры для бизнеса.

Во-первых, необходимо активное наращивание инвестиций в развитие транспортно-логистических коридоров в восточном и южном направлении и развитие инфраструктуры для трансграничного перемещения грузов. Требуется расширение пропускных и провозных мощностей Восточного полигона (прежде всего, Транссибирской магистрали), а также развития международного транспортного коридора «Север–Юг» (прежде всего его восточной ветки), направленного на повышение скорости доставки грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов. Наряду с этим, необходимо развитие портовой инфраструктуры и собственного торгового флота, развития инфраструктуры пограничных переходов, упрощения таможенных процедур и развития электронного документооборота.

Во-вторых, требуется развитие логистической инфраструктуры вблизи ведущих транспортных узлов на территории всех регионов страны. В непосредственной близости от ведущих транспортных магистралей, мультимодальных транспортных узлов (хабов) необходимо формирование производственно-логистических центров, обеспечивающих доступные логистические услуги для обрабатывающих производств в промышленности и сельском хозяйстве. Такие центры можно создавать в форме особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) или свободного порта (СПВ). Особое внимание при этом следует уделить созданию современных мощностей для хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, что позволит использовать накопленный потенциал в сельском хозяйстве, обеспечить расширение предложения продуктов питания и тем самым обеспечить доступность цен на продовольствие. Для развития логистической инфраструктуры необходима реализация комплексной программы развития (например, через выпуск облигаций с их выкупом и рефинансированием со стороны Банка России).

В-третьих, требуется развитие энергетической инфраструктуры, в том числе обеспечение ускоренной газификации тепловой энергетики и коммунального комплекса Сибири и Дальнего Востока, реализация приоритетных проектов строительства ГЭС, обеспечение технологического присоединения к энергетической инфраструктуре социально-значимых производств, малых предприятий, объектов социальной инфраструктуры, в том числе с помощью бюджетного субсидирования.

В-четвертых, необходимо развитие инфраструктуры населенных пунктов – транспортной, жилой, коммунальной, социальной и т.д., прежде всего путем расширения возможностей муниципалитетов по строительству инфраструктуры. Необходимо указать в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ, что целью выпуска муниципальных займов может быть реализация инвестиционных проектов на уровне муниципалитета (в том числе инфраструктурных). Дополнительную поддержку строительству инфраструктуры муниципалитетами окажет программа выкупа инфраструктурных облигаций муниципалитетов со стороны Банка России, а также расширение льготного кредитования таких проектов со стороны институтов развития.

В-пятых, необходимо принятие ряда мер, упрощающих доступ бизнеса к имеющимся объектам инфраструктуры и создающих четкие и предсказуемые условия пользования этими объектами. Требуется кардинальное сокращение сроков согласования проектов, использования земельных участков, технического присоединения к объектам инфраструктуры, а также снижение стоимости согласований и установление возможности ее оплаты в рассрочку. Необходимо развитие механизмов недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры, исключающих произвольное влияние чиновников на этот процесс. Кроме того, целесообразно установить долгосрочные тарифы естественных монополий на пользование объектами инфраструктуры, которые будут относиться ко всему инвестиционному циклу реализуемых проектов (включая период их окупаемости).

 4. Расширение предложения труда и обеспечение роста его производительности

Переход к экономике предложения означает необходимость расширения предложения труда со стороны квалифицированных и здоровых кадров, обладающих необходимыми компетенциями и готовностью к работе на новых производствах в различных регионах нашей страны. Это требует, с одной стороны, адаптации образовательной системы к новым вызовам и повышения мобильности рабочей силы. С другой стороны, необходимы меры по обеспечению роста производительности труда за счет применения современных производственных и управленческих технологий, снижающих необходимость привлечения рабочей силы и смягчающих остроту дефицита кадров.

Во-первых, необходимо обеспечить соответствие программ подготовки и переподготовки кадров современным потребностям бизнеса, в особенности – новых перспективных секторов экономики, таких как обрабатывающие производства и предприятия сферы услуг. Наряду с этим, требуется запуск масштабных программ подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, а также программ дополнительного образования, переобучения и повышения квалификации кадров по широкому кругу прикладных специальностей в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Необходимо также предоставить стимулы для бизнеса к участию в программах переподготовки и повышения квалификации кадров, в частности, с помощью образовательного вычета по налогу на прибыль или иным налогам на доход предприятий в размере до 2% оборота компании.

Во-вторых, требуется повышение мобильности рабочей силы в стране, предполагающее повышение готовности к переезду в другой регион, где создаются новые качественные рабочие места. Важнейшую роль в этом играет увеличение объемов строительства жилья (в том числе за пределами мегаполисов) и расширение доступности ипотечного кредитования. Необходима разработка программы доступной ипотеки для населения, предусматривающей дифференцированные условия ипотечного кредитования (такие как процентная ставка и лимит заемных средств на одного заемщика) в зависимости от уровня социально-экономического развития субъекта РФ и состояния жилищного строительства в регионе. Важную роль в обеспечении мобильности рабочей силы играет также развитие рынка доступного арендного жилья (включая долгосрочную аренду жилья с правом его выкупа по остаточной стоимости), а также инфраструктуры населенных пунктов, включая объекты коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.

В-третьих, необходима масштабная работа по повышению производительности труда в российской экономике. Необходимо создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов и применения производственных и управленческих инноваций, способствующих повышению производительности труда за счет модернизации оборудования и технологий производства и управления. Формированию таких условий способствуют обеспечение доступности финансовых ресурсов для бизнеса, развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры, а также отказ от доминирования госкомпаний и избыточного давления государства на бизнес, декриминализация предпринимательской деятельности при переформатировании роли государства в экономике. Одновременно необходимо расширение поддержки научных институтов и инженерных университетов в сфере машиностроения (конструирование энергооборудования, авиаконструирование и др.), направленной на наращивание экспертизы российских участников в данной сфере, замещения выбывающих иностранных игроков и создания продуктов и решений, конкурентоспособных на экспортных рынках.

Наряду с этим, необходимо предоставление стимулов для инвестиционно- и инновационно-активных компаний. В частности, для обрабатывающей промышленности таким стимулом может стать привязка налогообложения бизнеса к уровню передела продукции: чем более высокие переделы обеспечивает предприятие, тем ниже должна быть нагрузка на него по налогам, сборам, взносам и иным аналогичным им платежам. Такую дифференциацию можно обеспечить, например, в рамках НДПИ, установив сниженные ставки налога для предприятий, обеспечивающих более глубокую переработку полезных ископаемых.

 5. Создание условий для внешнеэкономической деятельности в условиях санкционного давления

Формирование экономики предложения требует обеспечения возможностей для расширения внешнеэкономической деятельности российских компаний. Это необходимо не только для обеспечения поставок критически важного импорта, но и для развития экспорта готовой продукции перерабатывающего сектора России, что является важнейшим условием обеспечения полноценной загрузки новых перерабатывающих производств.

Во-первых, требуется формирование новой системы организации внешнеэкономических связей, ядром которой может стать специализированное Министерство по внешнеэкономическим связям и адаптации к внешним ограничениям и санкциям (МВЭС). В числе основных задач МВЭС – разработка и реализация мер по снижению негативного влияния санкционного давления, создание расчетных центров и необходимой транспортно-логистической инфраструктуры в интересах внешнеэкономической деятельности, создание зон свободной торговли со странами-ключевыми партнерами России, оказание дипломатической и финансовой поддержки российским проектам за рубежом и т.д. Прежде всего, необходимо заключение двусторонних соглашений между Россией и дружественными странами, определяющих условия торговли, инвестиций, разрешения споров и т.д., а также продолжение работы по адаптации к новым условиям в рамках ЕАЭС.

Во-вторых, необходимо обеспечить возможности для беспрепятственного проведения трансграничных расчетов, включая использование «мягких» валют (ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валют, курс которых подвержен существенным колебаниям) во внешнеторговых операциях, расширение рублевой зоны для внешнеторговых расчетов, а также реализацию расчетов с дружественными странами в цифровой валюте. Среди прочего, необходимо:

  • Принятие Банком России на себя роли маркетмейкера на срочном рынке по инструментам с основными валютными парами из «дружественных», с целью создания условий по эффективному управлению рисками в международной торговле;
  • Стимулирование создания кредитных продуктов для финансирование внешнеторговой деятельности российскими банками, в первую очередь внедрение и развитие практики предоставления оборотных кредитов в валютах «дружественных» стран для поддержки экспортеров;
  • Заключение межправительственных соглашений для использования торговли в местных валютах (пример соглашение Турция-РФ)
  • Создание специального органа-банка при ЦБ для обеспечения ликвидности торговли и минимальных транзакционных издержек (через валютные РЕПО банкам и предприятиям и т.д.)

 В-третьих, необходима реализация стимулов для развития совместных предприятий российских и иностранных инвесторов, предоставляющих для российских партнеров доступ к передовым технологиям:

  • активизация создания особых экономических зон и зон свободной торговли как в России, так и в дружественных странах-торговых партнерах, а также развитие механизмов поддержки в области финансирования и проведения расчетов (создание сети зарубежных банков);
  • расширение программ экспортного кредитования и страхования рисков (в том числе рисков политического характера), распространяющихся на страны Средней Азии, Ближнего Востока, Южной Азии, Африки и др.;
  • предоставление налоговых стимулов для совместных предприятий, созданных в партнерстве с иностранными инвесторами и включающих создание перерабатывающих производств на территории России (например, посредством снижения НДС на продукцию таких предприятий до 10%).

 

Источник: ИКСИ 

ИКСИ представил доклад «О необходимости перехода к «экономике предложения»»
В июне 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России поставил задачу формирования в нашей стране суверенной экономики – экономики предложения, в корне отличающейся от той экономической модели, которой мы следовали последние 30 лет. Цель настоящего доклада – начать дискуссию об экономике предложения и о первоочередных шагах по ее построению в России.

О необходимости перехода к «экономике предложения»

В июне 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России поставил задачу формирования в нашей стране суверенной экономики – экономики предложения, в корне отличающейся от той экономической модели, которой мы следовали последние 30 лет. Переход к новой модели требует осмысления не только особенностей экономики предложения и ее отличий от других экономических моделей, но и путей ее формирования. В этом заключается основная цель настоящего доклада – начать дискуссию об экономике предложения и о первоочередных шагах по ее построению в России.

Необходимость перехода России к новой, суверенной модели экономики назрела уже давно. Прежняя экономическая модель, расцвет которой пришелся на период до 2008 года, предполагала, что главное для развития экономики – это обладать относительной макроэкономической стабильностью и поддерживать определенный уровень спроса на внутреннем рынке, прежде всего за счет механизмов перераспределения. Такая модель предполагает опору на государство в качестве основного источника роста. С годами это привело к тому, что государственный сектор экономики существенно расширился – и речь не только об органах государственного управления, но и о разрастающихся госбанках, госкорпорациях и иные организациях с госучастием.

Со временем эта система перестала справляться с поставленными задачами. Инвесторам, как выяснилось, важна не столько макроэкономическая стабильность, сколько качество институтов, уровень защиты прав и свобод предпринимателей. Экспортные доходы стали сокращаться, а внутренний рынок – стагнировать. В попытках продолжить поддержание макроэкономической стабильности «экономика спроса», сформированная в интересах бюрократии, фактически стала экономикой ограничений, а по сути – экономикой стагнации. Сохранение этой модели будет неизбежно требовать постепенного повышения налогов, ужесточения денежно-кредитной политики, других видов регулирования. В такой среде, и тем более на фоне внешних ограничений, будет все сложнее решать стоящие перед страной задачи, как в области обеспечения национальной безопасности, так и плане повышения благосостояния населения, устойчивого развития и т.д. Заявления же о том, что российская экономика находится на своем «потенциальном уровне» просто не учитывают того, что и объемы выпуска многих видов продукции, и ее качество остаются весьма невысокими.

Выходом из этой ситуации может и должен стать переход к новой модели – модели экономики предложения, которую Президент определил как «наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей». По сути, Президент пригласил общество к дискуссии о том, как следует провести переход от сложившейся «экономики ограничений» к экономике поддержки, оздоровления, структурирования предложения.

Основой «экономики предложения» является создание условий для реализации частной предпринимательской инициативы, которая и будет ключом к росту предложения товаров и услуг. Для этого важно обеспечивать бизнесу доступ к ключевым ресурсам развития – финансированию, инновациям, квалифицированным кадрам, объектам инфраструктуры, конкурентным рынкам. Частный бизнес уже продемонстрировал свои сильные стороны в беспрецедентных условиях санкций, когда благодаря гибкости российских компаний, в том числе малых и средних, были найдены новые рынки, новые партнеры и логистические маршруты, что позволило сохранить работоспособность российской экономики. Улучшение же инвестиционного и делового климата в целях формирования экономики предложения будет стимулировать ускоренное развитие частного бизнеса, что будет способствовать созданию рабочих мест, росту доходов и формированию «общества среднего достатка».

Реализация идеи построения «экономики предложения» в России будет противостоять неблагоприятным тенденциям в экономике: сокращению рабочей силы, стагнации производительности труда, недостаточной инвестиционной активности, что сдерживает рост потенциального ВВП. Более того, экономика предложения откроет дорогу к успеху в жизни для широких слоев населения за счет упорного труда в реализации своих предпринимательских идей, профессионального и карьерного роста. Тем самым в России будет сформировано сообщество людей, которые заинтересованы в поступательном развитии страны, без потрясений и революций. Именно это позволит обеспечить в обществе долгосрочную стабильность.

Для полноценного перехода к «экономике предложения» требуется серьезное переосмысление подходов к экономической политике и работе ведущих институтов. Принципиально важно избавиться от традиционных подходов, предполагающих, что система всегда должна находиться в равновесии. Для органов государственного управления и подведомственных им структур это означает не просто изменение отдельных норм и правил, но и постановку принципиально новых для себя задач. Например, для Банка России, который при «экономике ограничений» был ориентирован прежде всего на поддержание стабильности в том или ином плане, сейчас стоят задачи замещения всего функционала, который раньше нам давало полноценное участие в западной финансовой системе – это не только обеспечение долгосрочных и доступных финансовых ресурсов, но и, в частности, создание новых механизмов международных расчетов.

Крайне важно, чтобы формирование экономики предложения через развитие частного бизнеса нашло как можно более полное отражение в регуляторных нормах, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, планах развития инфраструктуры и т.д. Изменения необходимы как на уровне документов, лежащих в основе регулирования, так и на уровне конкретных действий регулирующих структур – Правительства РФ, Банка России, правоохранительных органов, судебной системы и др.

Как представляется, первоочередные действия по построению экономики предложения должны относиться ко следующим направлениям.

Во-первых, это поддержка конкуренции и защита свободы предпринимательства, направленная на отказ от доминирования госкомпаний и компаний с госучастием на рынках, декриминализацию предпринимательской деятельности, снижение административного давления на бизнес и расширения его участия в работе представительных органов власти.

Во-вторых, необходимо обеспечение доступности финансовых ресурсов для бизнеса при создании производственных мощностей и развитии технологий, путем развития банковского кредитования, рынка ценных бумаг и иных механизмов инвестирования.

В-третьих, требуется развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры, нацеленное на обеспечение свободного доступа бизнеса к транспортным путям, логистическим мощностям, электроэнергии и т.д., что даст возможность организации новых производств в том числе в регионах страны, удаленных от столичных центров.

В-четвертых, необходимо расширение предложения труда и обеспечение роста его производительности, направленное на активизацию необходимых прикладных образовательных программ, обеспечение мобильности рабочей силы за счет создания привлекательных условий жизни за пределами мегаполисов, и создание стимулов для инвесторов, применяющих передовые технологии в производстве и управлении.

В-пятых, нужно создание условий для внешнеэкономической деятельности в условиях санкционного давления, нацеленное на расширение возможностей для российских участников по осуществлению экспортно-импортных операций, трансграничных расчетов и взаимодействия с иностранными инвесторами.

 

Предложения по мерам экономической политики

1. Поддержка конкуренции и защита свободы предпринимательства

Переход к экономике предложения, основанной на развитии частного предпринимательства, требует принятия целенаправленных мер по поддержке и развитию справедливой конкуренции на рынке. В текущих условиях это требует отказа от «госкапитализма» – доминирующего положения госкомпаний и компаний с государственным участием, а также восстановления институтов рыночной экономики и сокращения государственного аппарата. Не менее важным является декриминализация предпринимательской деятельности, что является необходимым условием свободной реализации предпринимательской инициативы и подразумевает обеспечение высокого уровня защиты прав и свобод предпринимателей. Требуется также обеспечить возможности участия предпринимателей в работе представительных органов власти.

Во-первых, необходим отказ от сложившейся модели «госкапитализма» – модели экономических отношений внутри страны, основанной на доминировании государственных корпораций, компаний и банков с госучастием, с целью расширения возможностей для развития частного бизнеса и повышения конкуренции.

Назрело проведение преобразований разросшегося госсектора, доля которого в ВВП России составляет около 50%, путем реализации следующих мер:

  • перевод части акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплат пенсий из их дивидендов;
  • продажа неэффективных госкомпаний и долей компаний с госучастием, в том числе непрофильных активов госкомпаний, частным заинтересованным инвесторам (при этом возможности участия госбанков и их дочерних структур в данной приватизации следует ограничить на законодательном уровне).

Отдельная работа необходима по развитию конкуренции на банковском рынке, где доля госбанков превышает 70%. Целесообразно создание в ведущих макрорегионах страны профильных банков, обслуживающих важнейшие направления развития региональных экономик, таких как жилищно-строительный банк, промышленный банк, банк развития малого и среднего бизнеса и т.д. Необходимо продолжить работу по переносу операций и перерегистрации банков из «первой двадцатки» в регионы.

Задачи развития региональных банков требуют законодательного закрепления статуса регионально значимой кредитной организации для региональных банков, являющихся перспективными центрами финансирования малого и микро-бизнеса в регионах, а также реализации стимулирующих программ для данной категории банков (по аналогии с программами поддержки малого и среднего бизнеса) с отдельными лимитами финансирования и рефинансирования, на которые не смогут претендовать крупные банки. В рамках данных программ региональным банкам могут быть предоставлены стимулы к созданию групп для объединения технологических решений или совместного продвижения продуктов, что позволит их участникам получить необходимую экономию на масштабе. Такие программы могут распространяться на действующие банки с базовой лицензией (на данный момент – около 100 банков). Необходимо также снижение регуляторных барьеров, направленных на расширение количества банков с базовой лицензией.

Одновременно целесообразно повысить для банков (прежде всего – госбанков) издержки ведения непрофильного бизнеса (т.е. предоставления финансирования непрофильному бизнесу). В частности, может быть повышена норма резервирования для непрофильных активов банка.

При этом государство должно сосредоточиться на решении тех задач, которые не могут быть эффективно решены рынком – т.н. «провалов рынка». В числе таких задач – создание объектов инфраструктуры, имеющих высокую стоимость и длительные сроки окупаемости, обеспечение учета национальных интересов в международных экономических отношениях, осуществление контроля за соблюдением норм законодательства, в том числе экологических норм.

Во-вторых, требуется продолжить и ускорить работу по системной декриминализации предпринимательской деятельности, направленную на радикальное снижение количества лиц, заключаемых под стражу по подозрениям или обвинениям в совершении преступлений в сфере экономики, а также на сокращение количества уголовных дел, в основе которых по сути лежит хозяйственный спор об исполнении обязательств, их сроков и т.д. Необходимо также продолжение работы по отказу от избыточного административного регулирования бизнеса. Бизнес, в том числе малый и средний, должен увидеть реальные возможности роста и развития в условиях справедливой конкуренции.

Важную роль играет проведение судебной реформы, обеспечивающей повышение независимости судей (в том числе путем перехода к выборности судей, обеспечения их ротации каждые два года, а также создания новой кассационной инстанции на уровне федеральных округов), изменение кадрового состава судейского корпуса (за счет назначения на должность судей лиц с опытом работы адвокатами и/или в прокуратуре), повышение ответственности судей за заведомо неправосудные решения, а также расширение полномочий Верховного суда РФ по отмене вступивших в законную силу решений судов, грубо нарушающих нормы материального права и единство правоприменительной практики в Российской Федерации.

В-третьих, необходимо активизировать работу региональных и муниципальных органов власти с предпринимательским сообществом. Требуется обеспечить включение большего числа предпринимателей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, в состав представительных органов власти. При этом необходима целенаправленная работа с бизнес-сообществом по разъяснению действующих норм, облегчающих вхождение предпринимателей в состав законодательных органов власти, в том числе введенный в 2023 г. упрощенный порядок декларирования доходов и имущества региональных и муниципальных депутатов. Наряду с этим, требуется расширить привлечение бизнес-сообщества к работе совещательных и консультативных органов при исполнительной власти в регионах и муниципалитетах.

В-четвертых, необходимо провести инвентаризацию функций государственного аппарата с целью сокращения количества вопросов и задач, которые курирует государственный аппарат (по аналогии с реформами, проводимыми в 2000-2003 гг.). Это позволит не только снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, но и высвободить дополнительные объемы денежных средств, которые на текущий момент тратятся на избыточный штат чиновников, а также увеличить предложение на рынке труда.

 2. Обеспечение доступности финансовых ресурсов

Формирование экономики предложения невозможно без адаптации к новым вызовам политики Банка России – мегарегулятора финансового рынка, играющего особую роль в формировании структуры экономики. Такая адаптация должна касаться как денежно-кредитной политики Банка России, так и политик по развитию банковской системы и финансовых рынков.

Во-первых, Банк России должен стать проводником экономической политики Правительства РФ и поручений Президента РФ в части обеспечения стабильной работы внутренней финансовой системы и ресурсов для развития экономики.

Подобная структура управления экономикой наиболее соответствует необходимости решения задач восстановительного экономического развития и экономического «прорыва», и применялась в странах Азии (Япония, Южная Корея, Китай), добившихся в XX и XXI веках высоких темпов роста экономики, кардинального повышения уровня жизни населения и формирования экономического суверенитета на базе рыночного капитализма с национальной спецификой.

Во-вторых, назрело расширение целей деятельности Банка России в области денежно-кредитной политики. Цель по обеспечению ценовой стабильности должна балансироваться с целями по экономическому развитию и, соответственно, с расширением предложения товаров и услуг. Цели деятельности Банка России не должны ограничиваться только контролем за инфляцией, что предполагает воздействие прежде всего на спрос, а должны в обязательном порядке включать и другие экономические показатели, напрямую связанные с развитием и расширением предложения в экономике. Такими показателями могут выступать, например, объем инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций, осуществляемых за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов) и/или количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

На фоне этих изменений в подходах к регулированию со стороны Банка России должны быть реализованы следующие меры:

  • Снижение ключевой ставки Банка России до уровня не выше 5% годовых и ее долговременная фиксация на этом уровне, что будет обеспечивать приемлемые условия для реализации инвестиционных проектов; обеспечение уровня реальной процентной ставки Банка России на уровне не выше 0% до устойчивого выхода экономики на темпы роста, опережающие темпы роста мировой экономики.
  • Послабление банковских нормативов при кредитовании проектов импортозамещения, с целью снижения давления на капитал банков.
  • Финансирование региональными банками специальных ипотечных программ или проектов финансирования массового арендного жилья. С этой целью целесообразно введение для них послаблений по нормативам, а также обеспечение их специальными источниками рефинансирования.
  • Расширение возможностей финансирования бизнеса через рынок облигаций – в частности, снижение коэффициента риска по резервированию для банков при покупке облигаций российских эмитентов с высоким кредитным рейтингом и/или облигаций, выпускаемых для реализации проектов импортозамещения, изменение подходов к формированию Ломбардного списка Банка России с целью его расширения и реализация программы по частичному выкупу Банком России облигаций всех типов субъектов экономики, реализующих инвестиционные проекты, направленные на расширение предложения товаров и услуг.
  • Развитие специальных типов долгосрочных облигаций с минимальной фиксированной ставкой (не выше 5% годовых) – прежде всего, инфраструктурных облигаций и облигаций, выпускаемых для реализации проектов импортозамещения (в частности, в сфере производства компонентов)
  • Упрощение механизмов секьюритизации через выпуск облигаций для стратегических отраслей и предприятий при включении выпускаемых облигаций в Ломбардный список Банка России
  • Поддержка участия частных индивидуальных инвесторов на фондовом рынке за счет усиления защиты прав миноритарных акционеров, реальной борьбы с инсайдерской торговлей и борьбы с манипулированием рынком (как с помощью сделок, так и с помощью новостей).
  • Развитие инструментов долгосрочного финансирования, включая пересмотр перечня направлений и лимитов для инвестиций пенсионных фондов, а также реализацию программ, рассчитанных на долгосрочное привлечение средств частных инвесторов из «дружественных» стран на долговой и фондовый рынки РФ через привлечение иностранных брокеров из «дружественных» стран.
  • Повышение ликвидности внутреннего рынка ценных бумаг за счет выступления Банка России в роли маркет-мейкера. Для этих целей могут использоваться средства ФНБ.
  • Развитие альтернативных механизмов инвестирования – прямые инвестиции и краудфандинг. В частности, необходимо стимулирование НПФ, страховых компаний, банков к размещению средств в фондах прямых инвестиций за счет ослабления регуляторных ограничений со стороны Банка России. Также требуется внедрение механизмов по снижению рисков недобросовестного поведения лиц, привлекающих средства, по нецелевому расходованию, а также механизмов повышения уровня защиты прав инвесторов (право собственности, интеллектуальные права). При этом развитие рынка ЦФА с обязательным допуском физических лиц в качестве неквалифицированных инвесторов позволит за счет цифровизации бизнес-процессов и использования блокчейн-технологий развить новый механизм привлечения денежных средств с меньшей стоимостью привлечения за счет снижения комиссий и затрат на организацию выпусков. Кроме того, необходимо расширение лимита инвестирования на одного инвестора в рамках краудфандинга (свыше 600 тыс. руб.) и расширение количества операторов инвестиционных платформ.

Для расширения источников привлечения капитала для инвестиций и снижения стоимости его привлечения целесообразно создать механизм гарантирования государством привлечения внешнего финансирования бизнесом из дружественных стран (прежде всего, из стран Ближнего Востока и Китая). Кроме того, целесообразно рассмотреть возможности активизации практики использования концессионных соглашений.

 3. Развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры

Неотъемлемой частью экономики предложения является развитие инфраструктуры и обеспечение свободного доступа к ней для частного бизнеса – как крупного, так и малого и среднего. В первую очередь это относится к транспортно-логистической инфраструктуре, создающей возможность для работы новых производств, активизации межрегиональной и внешней торговли, облегчения доступа российских производителей на внешние рынки, а также организации поставок критически важного импорта. Наряду с этим, необходимо развитие энергетической инфраструктуры, а также инфраструктуры населенных пунктов, что создает возможность развития бизнеса в регионах, удаленных от центров деловой активности, причем не только в крупных, но и в малых населенных пунктах. Требуется также принятие мер по обеспечению доступных и предсказуемых условий пользования объектами инфраструктуры для бизнеса.

Во-первых, необходимо активное наращивание инвестиций в развитие транспортно-логистических коридоров в восточном и южном направлении и развитие инфраструктуры для трансграничного перемещения грузов. Требуется расширение пропускных и провозных мощностей Восточного полигона (прежде всего, Транссибирской магистрали), а также развития международного транспортного коридора «Север–Юг» (прежде всего его восточной ветки), направленного на повышение скорости доставки грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов. Наряду с этим, необходимо развитие портовой инфраструктуры и собственного торгового флота, развития инфраструктуры пограничных переходов, упрощения таможенных процедур и развития электронного документооборота.

Во-вторых, требуется развитие логистической инфраструктуры вблизи ведущих транспортных узлов на территории всех регионов страны. В непосредственной близости от ведущих транспортных магистралей, мультимодальных транспортных узлов (хабов) необходимо формирование производственно-логистических центров, обеспечивающих доступные логистические услуги для обрабатывающих производств в промышленности и сельском хозяйстве. Такие центры можно создавать в форме особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) или свободного порта (СПВ). Особое внимание при этом следует уделить созданию современных мощностей для хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, что позволит использовать накопленный потенциал в сельском хозяйстве, обеспечить расширение предложения продуктов питания и тем самым обеспечить доступность цен на продовольствие. Для развития логистической инфраструктуры необходима реализация комплексной программы развития (например, через выпуск облигаций с их выкупом и рефинансированием со стороны Банка России).

В-третьих, требуется развитие энергетической инфраструктуры, в том числе обеспечение ускоренной газификации тепловой энергетики и коммунального комплекса Сибири и Дальнего Востока, реализация приоритетных проектов строительства ГЭС, обеспечение технологического присоединения к энергетической инфраструктуре социально-значимых производств, малых предприятий, объектов социальной инфраструктуры, в том числе с помощью бюджетного субсидирования.

В-четвертых, необходимо развитие инфраструктуры населенных пунктов – транспортной, жилой, коммунальной, социальной и т.д., прежде всего путем расширения возможностей муниципалитетов по строительству инфраструктуры. Необходимо указать в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ, что целью выпуска муниципальных займов может быть реализация инвестиционных проектов на уровне муниципалитета (в том числе инфраструктурных). Дополнительную поддержку строительству инфраструктуры муниципалитетами окажет программа выкупа инфраструктурных облигаций муниципалитетов со стороны Банка России, а также расширение льготного кредитования таких проектов со стороны институтов развития.

В-пятых, необходимо принятие ряда мер, упрощающих доступ бизнеса к имеющимся объектам инфраструктуры и создающих четкие и предсказуемые условия пользования этими объектами. Требуется кардинальное сокращение сроков согласования проектов, использования земельных участков, технического присоединения к объектам инфраструктуры, а также снижение стоимости согласований и установление возможности ее оплаты в рассрочку. Необходимо развитие механизмов недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры, исключающих произвольное влияние чиновников на этот процесс. Кроме того, целесообразно установить долгосрочные тарифы естественных монополий на пользование объектами инфраструктуры, которые будут относиться ко всему инвестиционному циклу реализуемых проектов (включая период их окупаемости).

 4. Расширение предложения труда и обеспечение роста его производительности

Переход к экономике предложения означает необходимость расширения предложения труда со стороны квалифицированных и здоровых кадров, обладающих необходимыми компетенциями и готовностью к работе на новых производствах в различных регионах нашей страны. Это требует, с одной стороны, адаптации образовательной системы к новым вызовам и повышения мобильности рабочей силы. С другой стороны, необходимы меры по обеспечению роста производительности труда за счет применения современных производственных и управленческих технологий, снижающих необходимость привлечения рабочей силы и смягчающих остроту дефицита кадров.

Во-первых, необходимо обеспечить соответствие программ подготовки и переподготовки кадров современным потребностям бизнеса, в особенности – новых перспективных секторов экономики, таких как обрабатывающие производства и предприятия сферы услуг. Наряду с этим, требуется запуск масштабных программ подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, а также программ дополнительного образования, переобучения и повышения квалификации кадров по широкому кругу прикладных специальностей в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Необходимо также предоставить стимулы для бизнеса к участию в программах переподготовки и повышения квалификации кадров, в частности, с помощью образовательного вычета по налогу на прибыль или иным налогам на доход предприятий в размере до 2% оборота компании.

Во-вторых, требуется повышение мобильности рабочей силы в стране, предполагающее повышение готовности к переезду в другой регион, где создаются новые качественные рабочие места. Важнейшую роль в этом играет увеличение объемов строительства жилья (в том числе за пределами мегаполисов) и расширение доступности ипотечного кредитования. Необходима разработка программы доступной ипотеки для населения, предусматривающей дифференцированные условия ипотечного кредитования (такие как процентная ставка и лимит заемных средств на одного заемщика) в зависимости от уровня социально-экономического развития субъекта РФ и состояния жилищного строительства в регионе. Важную роль в обеспечении мобильности рабочей силы играет также развитие рынка доступного арендного жилья (включая долгосрочную аренду жилья с правом его выкупа по остаточной стоимости), а также инфраструктуры населенных пунктов, включая объекты коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.

В-третьих, необходима масштабная работа по повышению производительности труда в российской экономике. Необходимо создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов и применения производственных и управленческих инноваций, способствующих повышению производительности труда за счет модернизации оборудования и технологий производства и управления. Формированию таких условий способствуют обеспечение доступности финансовых ресурсов для бизнеса, развитие транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуры, а также отказ от доминирования госкомпаний и избыточного давления государства на бизнес, декриминализация предпринимательской деятельности при переформатировании роли государства в экономике. Одновременно необходимо расширение поддержки научных институтов и инженерных университетов в сфере машиностроения (конструирование энергооборудования, авиаконструирование и др.), направленной на наращивание экспертизы российских участников в данной сфере, замещения выбывающих иностранных игроков и создания продуктов и решений, конкурентоспособных на экспортных рынках.

Наряду с этим, необходимо предоставление стимулов для инвестиционно- и инновационно-активных компаний. В частности, для обрабатывающей промышленности таким стимулом может стать привязка налогообложения бизнеса к уровню передела продукции: чем более высокие переделы обеспечивает предприятие, тем ниже должна быть нагрузка на него по налогам, сборам, взносам и иным аналогичным им платежам. Такую дифференциацию можно обеспечить, например, в рамках НДПИ, установив сниженные ставки налога для предприятий, обеспечивающих более глубокую переработку полезных ископаемых.

 5. Создание условий для внешнеэкономической деятельности в условиях санкционного давления

Формирование экономики предложения требует обеспечения возможностей для расширения внешнеэкономической деятельности российских компаний. Это необходимо не только для обеспечения поставок критически важного импорта, но и для развития экспорта готовой продукции перерабатывающего сектора России, что является важнейшим условием обеспечения полноценной загрузки новых перерабатывающих производств.

Во-первых, требуется формирование новой системы организации внешнеэкономических связей, ядром которой может стать специализированное Министерство по внешнеэкономическим связям и адаптации к внешним ограничениям и санкциям (МВЭС). В числе основных задач МВЭС – разработка и реализация мер по снижению негативного влияния санкционного давления, создание расчетных центров и необходимой транспортно-логистической инфраструктуры в интересах внешнеэкономической деятельности, создание зон свободной торговли со странами-ключевыми партнерами России, оказание дипломатической и финансовой поддержки российским проектам за рубежом и т.д. Прежде всего, необходимо заключение двусторонних соглашений между Россией и дружественными странами, определяющих условия торговли, инвестиций, разрешения споров и т.д., а также продолжение работы по адаптации к новым условиям в рамках ЕАЭС.

Во-вторых, необходимо обеспечить возможности для беспрепятственного проведения трансграничных расчетов, включая использование «мягких» валют (ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валют, курс которых подвержен существенным колебаниям) во внешнеторговых операциях, расширение рублевой зоны для внешнеторговых расчетов, а также реализацию расчетов с дружественными странами в цифровой валюте. Среди прочего, необходимо:

  • Принятие Банком России на себя роли маркетмейкера на срочном рынке по инструментам с основными валютными парами из «дружественных», с целью создания условий по эффективному управлению рисками в международной торговле;
  • Стимулирование создания кредитных продуктов для финансирование внешнеторговой деятельности российскими банками, в первую очередь внедрение и развитие практики предоставления оборотных кредитов в валютах «дружественных» стран для поддержки экспортеров;
  • Заключение межправительственных соглашений для использования торговли в местных валютах (пример соглашение Турция-РФ)
  • Создание специального органа-банка при ЦБ для обеспечения ликвидности торговли и минимальных транзакционных издержек (через валютные РЕПО банкам и предприятиям и т.д.)

 В-третьих, необходима реализация стимулов для развития совместных предприятий российских и иностранных инвесторов, предоставляющих для российских партнеров доступ к передовым технологиям:

  • активизация создания особых экономических зон и зон свободной торговли как в России, так и в дружественных странах-торговых партнерах, а также развитие механизмов поддержки в области финансирования и проведения расчетов (создание сети зарубежных банков);
  • расширение программ экспортного кредитования и страхования рисков (в том числе рисков политического характера), распространяющихся на страны Средней Азии, Ближнего Востока, Южной Азии, Африки и др.;
  • предоставление налоговых стимулов для совместных предприятий, созданных в партнерстве с иностранными инвесторами и включающих создание перерабатывающих производств на территории России (например, посредством снижения НДС на продукцию таких предприятий до 10%).

 

Источник: ИКСИ 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )