30.09.2020

"Агрострахование: рынок растет или уменьшается?"

Надежда Каныгина – о том, что при увеличении объема премий по агрострахованию, темпы восстановления рынка остаются недостаточными, а охват сельхозпроизводителей падает

По данным Банка России, в первом полугодии объем собранных премий по страхованию в агросекторе вырос на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составив 3,38 млрд руб. На положительную динамику повлияли прошлогодние изменения в системе агрострахования с господдержкой: субсидии по этому направлению стали целевыми. Вместе с тем, относительно высокие темпы роста рынка во многом связаны с эффектом низкой базы 2017-2018 годов, когда объемы страхования в агросекторе резко снизились. С тех пор премии так и не восстановились: по итогам первых шести месяцев этого года они были на 37,3% ниже показателя за аналогичный период 2017-го и почти на 62% меньше, чем в первом полугодии 2014-го.
Сейчас восстановление объемов страхования происходит исключительно за счет договоров с господдержкой (в первом полугодии этот сегмент вырос на 32,5% в годовом выражении, до 2,76 млрд руб.), причем как в сфере растениеводства, так и животноводства. Коммерческое агрострахование, напротив, сократилось на 4,1% в годовом выражении, до 626 млн руб.
При этом количество заключенных договоров продолжает падать. За январь-июнь их число сократилось на 11,9% и составило только 25,9 тыс. Договоров, действовавших на конец периода, стало на 10,4% меньше — 47 тыс. Примечательно, что в первом полугодии было заключено всего 1479 договоров агрострахования с господдержкой, это говорит о том, что она предоставляется лишь узкому кругу сельхозпредприятий. Всего в России, согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, насчитывалось 36,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, хотя объем собранных премий и растет, охват сельскохозяйственным страхованием сужается, и большинство аграриев не принимает в нем участия.
Показатели по премиям и числу договоров позволяют рассчитать средний размер премии, и здесь выявляются сильные диспропорции между страхованием с господдержкой и без нее. Так, средний размер премии в расчете на один договор составляет 130,36 тыс. руб., однако по коммерческому страхованию этот показатель равен всего лишь 25,3 тыс. руб., а по страхованию с господдержкой — 1,87 млн руб. Это указывает на то, что к коммерческому страхованию обращаются в основном представители малого и среднего бизнеса, а вот страхование с господдержкой распространяется преимущественно на крупные компании.
Кроме того, показатели выплат в сфере сельскохозяйственного страхования становятся еще более низкими, чем раньше. В первом полугодии они упали почти в три раза в годовом выражении, до 415,53 млн руб. Таким образом, доля выплат по отношению к страховым премиям составила 12,3%, что крайне мало. Причем если по коммерческому страхованию эта доля достигла хотя бы 24,3%, то по страхованию с господдержкой — всего 9,6%. Для сравнения, еще в прошлом году эти показатели были несколько выше: коэффициент выплат в целом за 2019 год составил 35,4%, т. е. в среднем аграрии получили треть от уплаченных премий. При этом в сфере коммерческого страхования коэффициент выплат составил 116,2%, а по страхованию с господдержкой — 11,9%.
Важно отметить, что в сфере агрострахования с господдержкой низкие показатели связаны также со значительной долей отказов в выплатах по договорам. По данным Банка России, в целом по договорам сельхозстрахования процент отказов невысок: в первом полугодии из 1058 урегулированных страховых случаев отказ по выплате был в 143 случаях. Однако по страхованию с господдержкой расклад совсем иной — отказ был получен в 56 из 104 случаев.
Охват агрострахованием по стране остается крайне неравномерным. Более того, во многих важных сельскохозяйственных регионах он очень низок или вовсе нулевой. По данным Банка России, в первом полугодии 43,9% собранных премий пришлось на Центральный федеральный округ, в то время как на Приволжский — 19,6%, а на Южный — лишь 7,5%. При этом 50,4% премий собрали всего шесть регионов: Воронежская область (14,5% премий), Ставропольский край (10,8%), Москва (9,5%), Краснодарский край (5,8%), Брянская область (5,6%) и Татарстан (4,1%). Еще более высокая концентрация наблюдается по количеству заключенных договоров. Так, 82,7% договоров приходится на Приволжский округ, 7,8% — на Центральный, доля остальных федеральных округов составляет менее 3%.
Динамика показателей рынка агрострахования в первой половине года была неоднозначной: объемы страхования выросли в 48 регионах, тогда как в 29 — сократились. При этом договоры с господдержкой в первом полугодии заключали только в 58 регионах, в том числе в 45 — в секторе растениеводства, в 47 — в животноводстве.
Важно отметить, что рынок агрострахования остается достаточно неконкурентным, так как на нем действует лишь небольшое число страховых компаний. По данным Банка России, в первом полугодии в сельскохозяйственном страховании участвовало 26 страховых компаний, из которых лишь 14 осуществляли страхование с господдержкой. Сейчас 83,9% всех полученных премий в секторе приходится на пять игроков: «РСХБ-страхование», «АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «Страховая группа Авангард-гарант» и СК «Согласие». В результате в большинстве регионов агрострахование могут предоставить менее пяти компаний, а страхование с господдержкой — в лучшем случае одна или две.
Хотя в прошлом году Минсельхоз внес определенные изменения в систему агрострахования с господдержкой, например, отменил порог гибели урожая, ввел более гибкие условия страхования, была предоставлена возможность комбинирования рисков и пр., текущее состояние сектора говорит о том, что для его развития необходимы дополнительные меры.
Прежде всего, требуется уточнение нормативно-правовой базы агрострахования, нечеткость которой сейчас является одной из основных причин отказов в выплатах по договорам с господдержкой. В частности, необходимо уточнение критериев признания страхового случая, а также других понятий, таких как определение «чрезвычайной ситуации» (что соответствует новому виду агрострахования, который Минсельхоз предлагает ввести с 2021 года).
Целесообразным представляется также выделение агрострахования в отдельную программу господдержки с четкими целевыми показателями и отдельным финансированием. Необходима и корректировка ряда индикаторов, прежде всего — по увеличению охвата страхованием площади посевов до 50%. Целевой ориентир по доле застрахованных посевов на 2020 год был установлен на уровне 3,24%, на 2021-й — 3,84%, на 2022-й — 4,79%. На ближайшие годы представляется разумным установить цель по доле застрахованных посевов как минимум на уровне 2011-2014 годов, когда она составляла 15-20%. При этом целевые показатели не должны быть ниже уровня предыдущего года.
Кроме того, необходимо повысить доступность агрострахования для аграриев, прежде всего путем увеличения субсидируемой государством доли страховой премии. Минсельхоз заявил о намерении повысить субсидируемую долю премии с 50% до 80% с 2021 года, однако на постоянной основе это предполагается распространить лишь на малый и средний бизнес. При этом для остальных участников рынка субсидия в 80% будет действовать лишь в первый год страхования, а затем предполагается ее снижение до 50%. Однако для расширения охвата страхованием агросектора необходимо рассмотреть возможность субсидирования 80% премии для всех участников рынка, с сохранением этой доли субсидирования до 2024 года. При этом для малого и среднего агробизнеса такую долю необходимо повысить до 100% премии. Такие показатели соответствуют опыту Китая, где уже с 2008 года субсидия составляла 60%, а с 2014-го — от 65% до 80% в зависимости от сельхозкультуры и региона.
Необходимо также продолжить работу по внедрению более гибких диверсифицированных систем страхования, учитывающих индивидуальные особенности участков и агрокультур, что лучше отвечало бы потребностям сельхозпроизводителей. Разумным представляется и рассмотрение так называемого индексного страхования в сельском хозяйстве, популярного за рубежом, когда выплаты осуществляют не после оценки ущерба на конкретном участке, а при превышении неким индексом определенного порогового значения. Данный индекс может отражать, например, температуру, уровень осадков или урожайность в регионе в целом. Данное направление имеет хорошие перспективы с учетом планов развития цифровизации сельского хозяйства. Наряду с этим важна и более активная работа по повышению информированности сельхозпроизводителей о существующих схемах агрострахования с господдержкой.

Источник: Агроинвестор 

"Агрострахование: рынок растет или уменьшается?"
Надежда Каныгина – о том, что при увеличении объема премий по агрострахованию, темпы восстановления рынка остаются недостаточными, а охват сельхозпроизводителей падает

По данным Банка России, в первом полугодии объем собранных премий по страхованию в агросекторе вырос на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составив 3,38 млрд руб. На положительную динамику повлияли прошлогодние изменения в системе агрострахования с господдержкой: субсидии по этому направлению стали целевыми. Вместе с тем, относительно высокие темпы роста рынка во многом связаны с эффектом низкой базы 2017-2018 годов, когда объемы страхования в агросекторе резко снизились. С тех пор премии так и не восстановились: по итогам первых шести месяцев этого года они были на 37,3% ниже показателя за аналогичный период 2017-го и почти на 62% меньше, чем в первом полугодии 2014-го.
Сейчас восстановление объемов страхования происходит исключительно за счет договоров с господдержкой (в первом полугодии этот сегмент вырос на 32,5% в годовом выражении, до 2,76 млрд руб.), причем как в сфере растениеводства, так и животноводства. Коммерческое агрострахование, напротив, сократилось на 4,1% в годовом выражении, до 626 млн руб.
При этом количество заключенных договоров продолжает падать. За январь-июнь их число сократилось на 11,9% и составило только 25,9 тыс. Договоров, действовавших на конец периода, стало на 10,4% меньше — 47 тыс. Примечательно, что в первом полугодии было заключено всего 1479 договоров агрострахования с господдержкой, это говорит о том, что она предоставляется лишь узкому кругу сельхозпредприятий. Всего в России, согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, насчитывалось 36,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, хотя объем собранных премий и растет, охват сельскохозяйственным страхованием сужается, и большинство аграриев не принимает в нем участия.
Показатели по премиям и числу договоров позволяют рассчитать средний размер премии, и здесь выявляются сильные диспропорции между страхованием с господдержкой и без нее. Так, средний размер премии в расчете на один договор составляет 130,36 тыс. руб., однако по коммерческому страхованию этот показатель равен всего лишь 25,3 тыс. руб., а по страхованию с господдержкой — 1,87 млн руб. Это указывает на то, что к коммерческому страхованию обращаются в основном представители малого и среднего бизнеса, а вот страхование с господдержкой распространяется преимущественно на крупные компании.
Кроме того, показатели выплат в сфере сельскохозяйственного страхования становятся еще более низкими, чем раньше. В первом полугодии они упали почти в три раза в годовом выражении, до 415,53 млн руб. Таким образом, доля выплат по отношению к страховым премиям составила 12,3%, что крайне мало. Причем если по коммерческому страхованию эта доля достигла хотя бы 24,3%, то по страхованию с господдержкой — всего 9,6%. Для сравнения, еще в прошлом году эти показатели были несколько выше: коэффициент выплат в целом за 2019 год составил 35,4%, т. е. в среднем аграрии получили треть от уплаченных премий. При этом в сфере коммерческого страхования коэффициент выплат составил 116,2%, а по страхованию с господдержкой — 11,9%.
Важно отметить, что в сфере агрострахования с господдержкой низкие показатели связаны также со значительной долей отказов в выплатах по договорам. По данным Банка России, в целом по договорам сельхозстрахования процент отказов невысок: в первом полугодии из 1058 урегулированных страховых случаев отказ по выплате был в 143 случаях. Однако по страхованию с господдержкой расклад совсем иной — отказ был получен в 56 из 104 случаев.
Охват агрострахованием по стране остается крайне неравномерным. Более того, во многих важных сельскохозяйственных регионах он очень низок или вовсе нулевой. По данным Банка России, в первом полугодии 43,9% собранных премий пришлось на Центральный федеральный округ, в то время как на Приволжский — 19,6%, а на Южный — лишь 7,5%. При этом 50,4% премий собрали всего шесть регионов: Воронежская область (14,5% премий), Ставропольский край (10,8%), Москва (9,5%), Краснодарский край (5,8%), Брянская область (5,6%) и Татарстан (4,1%). Еще более высокая концентрация наблюдается по количеству заключенных договоров. Так, 82,7% договоров приходится на Приволжский округ, 7,8% — на Центральный, доля остальных федеральных округов составляет менее 3%.
Динамика показателей рынка агрострахования в первой половине года была неоднозначной: объемы страхования выросли в 48 регионах, тогда как в 29 — сократились. При этом договоры с господдержкой в первом полугодии заключали только в 58 регионах, в том числе в 45 — в секторе растениеводства, в 47 — в животноводстве.
Важно отметить, что рынок агрострахования остается достаточно неконкурентным, так как на нем действует лишь небольшое число страховых компаний. По данным Банка России, в первом полугодии в сельскохозяйственном страховании участвовало 26 страховых компаний, из которых лишь 14 осуществляли страхование с господдержкой. Сейчас 83,9% всех полученных премий в секторе приходится на пять игроков: «РСХБ-страхование», «АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «Страховая группа Авангард-гарант» и СК «Согласие». В результате в большинстве регионов агрострахование могут предоставить менее пяти компаний, а страхование с господдержкой — в лучшем случае одна или две.
Хотя в прошлом году Минсельхоз внес определенные изменения в систему агрострахования с господдержкой, например, отменил порог гибели урожая, ввел более гибкие условия страхования, была предоставлена возможность комбинирования рисков и пр., текущее состояние сектора говорит о том, что для его развития необходимы дополнительные меры.
Прежде всего, требуется уточнение нормативно-правовой базы агрострахования, нечеткость которой сейчас является одной из основных причин отказов в выплатах по договорам с господдержкой. В частности, необходимо уточнение критериев признания страхового случая, а также других понятий, таких как определение «чрезвычайной ситуации» (что соответствует новому виду агрострахования, который Минсельхоз предлагает ввести с 2021 года).
Целесообразным представляется также выделение агрострахования в отдельную программу господдержки с четкими целевыми показателями и отдельным финансированием. Необходима и корректировка ряда индикаторов, прежде всего — по увеличению охвата страхованием площади посевов до 50%. Целевой ориентир по доле застрахованных посевов на 2020 год был установлен на уровне 3,24%, на 2021-й — 3,84%, на 2022-й — 4,79%. На ближайшие годы представляется разумным установить цель по доле застрахованных посевов как минимум на уровне 2011-2014 годов, когда она составляла 15-20%. При этом целевые показатели не должны быть ниже уровня предыдущего года.
Кроме того, необходимо повысить доступность агрострахования для аграриев, прежде всего путем увеличения субсидируемой государством доли страховой премии. Минсельхоз заявил о намерении повысить субсидируемую долю премии с 50% до 80% с 2021 года, однако на постоянной основе это предполагается распространить лишь на малый и средний бизнес. При этом для остальных участников рынка субсидия в 80% будет действовать лишь в первый год страхования, а затем предполагается ее снижение до 50%. Однако для расширения охвата страхованием агросектора необходимо рассмотреть возможность субсидирования 80% премии для всех участников рынка, с сохранением этой доли субсидирования до 2024 года. При этом для малого и среднего агробизнеса такую долю необходимо повысить до 100% премии. Такие показатели соответствуют опыту Китая, где уже с 2008 года субсидия составляла 60%, а с 2014-го — от 65% до 80% в зависимости от сельхозкультуры и региона.
Необходимо также продолжить работу по внедрению более гибких диверсифицированных систем страхования, учитывающих индивидуальные особенности участков и агрокультур, что лучше отвечало бы потребностям сельхозпроизводителей. Разумным представляется и рассмотрение так называемого индексного страхования в сельском хозяйстве, популярного за рубежом, когда выплаты осуществляют не после оценки ущерба на конкретном участке, а при превышении неким индексом определенного порогового значения. Данный индекс может отражать, например, температуру, уровень осадков или урожайность в регионе в целом. Данное направление имеет хорошие перспективы с учетом планов развития цифровизации сельского хозяйства. Наряду с этим важна и более активная работа по повышению информированности сельхозпроизводителей о существующих схемах агрострахования с господдержкой.

Источник: Агроинвестор 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )