04.06.2021

О сокращении роли малого и среднего бизнеса в экономике России

Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России продолжает снижаться, что связано не только с пандемией, но и с неблагоприятными условиями ведения бизнеса в стране. При этом наибольшая часть мер поддержки МСП относится только к микро-бизнесу, что не способствует росту малых и средних компаний. Новая стратегия Корпорации МСП может расширить набор инструментов поддержки для малых и средних компаний, однако для полноценного развития МСП необходимы кардинальные изменения макроэкономических условий ведения бизнеса.

Доля малых и средних предприятий в обороте организаций продолжает падать, что означает риск невыполнения показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»
По данным Росстата, доля малых и средних предприятий (МСП) в обороте организаций снизилась с 17,6% в 2019 г. до 16,4% в пандемийном 2020 г. Ниже этого уровня за последние 10 лет эта доля была только в 2015 г., когда показатель составил 15,8%. Примечательно, что снижение доли МСП в обороте организаций началось еще задолго до пандемии: фактически оно происходит уже в течение трех последних лет подряд (см. рисунок). Важно и то, что реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного в конце 2018 г., не смогла остановить процесс падения.

На данный момент статистические данные о вкладе субъектов МСП в ВВП страны за 2020 г. (один из целевых показателей нацпроекта) не опубликованы. Однако судя по имеющимся данным по обороту организаций, можно ожидать, что по итогам 2020 г. целевой показатель национального проекта (доля МСП в ВВП страны, которая должна составить 23,5%) не будет выполнен. Такая ситуация уже наблюдалась по итогам 2019 г., когда на фоне снижения доли МСП в обороте организаций фактический вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составил только 20,8% при целевом показателе 22,9%.
Во многих отраслях доля малых и средних предприятий в обороте сокращается быстрее, чем в среднем по экономике – и не только из-за ограничений, введенных в период пандемии
С одной стороны, в отдельных сферах экономической деятельности сокращение доли МСП в обороте организаций действительно связано с ограничениями пандемии и сложностями выживания в сложившихся условиях. С другой стороны, тенденция к снижению доли малого и среднего бизнеса во многих сферах наблюдается уже несколько лет. Так, доля МСП в обороте организаций общественного питания в 2020 г. снизилась на 5,3 п.п. по сравнению с 2019 г. Однако по сравнению с 2017 г. снижение составило уже 13,8 п.п. (см. таблицу). Аналогичные тенденции наблюдаются и в других секторах сферы услуг, подвергшихся ограничениям в условиях карантина (в сфере культуры, спорта и организации досуга), а также в оптовой и розничной торговле. А это значит, что развитию МСП как в сфере потребительских услуг, так и в других секторах экономики препятствуют не только сложности, обусловленные пандемией, но и в целом условия для ведения предпринимательской деятельности в стране.
В большинстве отраслей, где падение доли МСП в обороте организаций оказалось наиболее значительным, сам вклад малого и среднего бизнеса в оборот по отрасли пока еще превышает среднероссийский уровень. Однако в двух видах экономической деятельности (деятельность в области информационных технологий, а также культура, спорт и организаций досуга) этот показатель уже стал ниже среднего по стране. При этом данные виды деятельности имеют высокий потенциал для развития малого и среднего предпринимательства.

Падение доли малых и средних предприятий в обороте организаций затронуло и большинство российских регионов
В 50 из 85 субъектов РФ доля МСП в обороте организаций в 2020 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом – сильнее всего в Республике Ингушетия (-11,9 п.п.), Псковской области (-5,3 п.п.), Москве (-4,7 п.п.) и Республике Дагестан (-4,4 п.п.).
При этом если проводить сравнение с 2017 г., то картина становится еще более удручающей. Сокращение доли МСП в обороте организаций затронуло уже 74 из 85 субъектов РФ. Наиболее значимым падение было опять же в Москве (-13,2 п.п.), а также в Воронежской области (-11,3 п.п.), Краснодарском крае (-10,9 п.п.), Мурманской (-10,4 п.п.) и Новосибирской (-10,1% п.п.) областях.
В ряде регионов России вклад субъектов МСП в оборот организаций в 2020 г. оказался минимальным. Среди них – Чукотский автономный округ (на МСП приходилось 6,0% суммарного оборота организаций), Республика Дагестан (6,5%), Мурманская область (7,5%), Республика Коми (8,3%), Кемеровская область (8,4%) и Астраханская область (9,3%). Большинство из этих регионов имеет сырьевую ориентацию экономики с доминирующей ролью крупных добывающих организаций.
При поддержке предпринимательства в России большее внимание традиционно уделяется малому, или даже микро-бизнесу, а средний бизнес остается в стороне, в то время как его развитие может способствовать росту доли МСП в экономике в целом
Говоря о снижении вклада МСП в экономику России, стоит отдельно остановиться на роли среднего бизнеса – пока что очень незначительной. В 2020 г. доля среднего бизнеса в обороте всех организаций составляла 3,7%, но и в целом за последние 10 лет не превышала 4,6% (2016 г.).
Проводить международные сравнения этого показателя сложно из-за разницы в методологии определения среднего бизнеса. Однако даже с учетом всех поправок очевидно, что в России вклад среднего бизнеса в экономике существенно отстает от зарубежных стран. Так, по данным ОЭСР, доля компаний с числом занятых от 50 до 249 человек в обороте организаций в Германии составляла 15,1%, в Великобритании – 15,5%, в Финляндии – 20,8%, а в Нидерландах – 27,8%. В России к средним предприятиям относятся компании с числом сотрудников от 101 до 250 человек. Более того, есть ограничения по размеру выручки (не более 2 млрд. руб. в год). Вместе с тем, разницу в несколько раз между Россией и данными странами одним лишь различием в методологии вряд ли можно объяснить. Если же оценивать не оборот, а число средних предприятий, то в общем количестве субъектов МСП в России на средние предприятия приходится только 0,3%, хотя в США этот показатель составляет 1,3%, а в странах ЕС – 1,1%.
При этом именно средний бизнес может выступать конкурентом для крупных компаний, что способствует развитию конкуренции в различных отраслях экономики. Наряду с этим, средний бизнес может быть более устойчивым к изменениям внешней среды и обеспечивать большее число рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) по сравнению с малым бизнесом. Кроме того, уровень развития среднего бизнеса важен еще и потому, что переход в категорию среднего бизнеса – это результат роста малых компаний, и успешное развитие средних компаний может выступать как ориентир или даже как стимул для развития малого бизнеса.
Однако существующая в России система регуляторных условий для малого и среднего бизнеса предполагает, что когда компания перерастает категорию микропредприятия, объем доступных мер поддержки резко сокращается. При этом в части налогообложения, например, это сокращение наступает даже до того, как компания прошла стадию малого предприятия (см. вставку). Все это приводит к тому, что растущему бизнесу сегодня не упрощают, а только усложняют условия. Такой подход касается не только налогообложения. По похожим принципам организовано предоставление субсидий на развитие бизнеса, а также ряд кредитных и лизинговых программ. Однако в условиях, когда малым (но не относящимся к микро) и средним предприятиям меры поддержки остаются практически недоступны, получается, что перспективы роста для начинающих бизнесов, пока что пользующихся поддержкой, также не определены.

Вставка. О проблемах применения упрощенной системы налогообложения компаниями МСП

Наиболее популярный в секторе МСП налоговый режим – упрощенная система налогообложения – в 2021 г. может применяться компаниями и ИП, выручка которых по итогам года не превышает 154,8 млн. руб. Для сравнения, критерий отнесения организации или ИП к субъектам малого бизнеса, установленный законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», предусматривает предельное значение дохода на уровне 800 млн. руб., а микробизнеса – 120 млн. руб. Стоит отметить, что при этом требования по численности занятых и структуре собственности по закону №209-ФЗ совпадают с налоговым законодательством. Таким образом, резкие отличия в критериях связаны только с выручкой.
В 2020 г. был сделан важный шаг, облегчающий переход с упрощенной системы на общий режим налогообложения в связи с превышением установленных ограничений на выручку и численность занятых. Однако допустимые пределы этих превышений также оказались весьма невысоки: выручка должна остаться в пределах 200 млн. руб., а численность занятых – до 130 чел. Таким образом, для растущего бизнеса переход с упрощенной на общую систему налогообложения (подразумевающий, в частности, переход на налоговый учет в полном объеме, уплату НДС и налога на прибыль) смягчен незначительно, и на непродолжительное время – до конца текущего налогового периода.

Источник: НК РФ, Закон №209-ФЗ от 24.07.2007

Новая стратегия Корпорации МСП может способствовать решению проблем отдельных МСП, однако для развития предпринимательства в стране нужны не только меры поддержки, но и создание благоприятных условий для ведения бизнеса
Новая стратегия АО «Корпорация МСП» до 2025 г., судя по ее презентации на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), направлена не только на поддержку создания новых бизнесов, но и на помощь росту и развитию уже существующих. При этом обсуждается и возможность оказания помощи не только субъектам среднего бизнеса, но и тем компаниям, которые по формальным признакам уже к категории МСП не относятся, но еще нуждаются в поддержке. Потенциально это может стать позитивным шагом в сторону развития среднего бизнеса, однако на данный момент неизвестно, какие конкретные меры будут реализованы в этом направлении.
При этом для полноценного развития сектора МСП в стране необходимы не только инструменты поддержки (которые в целом носят точечный характер, даже если они станут более доступными и для среднего бизнеса), но и принципиальное изменение условий ведения бизнеса, прежде всего макроэкономических.
Так, по итогам опроса предпринимателей, который был представлен в рамках презентации стратегии на форуме, выяснилось, что наиболее востребованным запросом с их стороны является доступ к инвестициям и кредитно-гарантийной поддержке. В ответ на этот запрос, в новой стратегии Корпорации МСП предполагается ускорить процесс принятия решений по заявкам на получение кредитов под гарантию, а также развивать альтернативные инструменты финансирования, например, краудинвестинг. Однако необходимо отметить, что для преодоления хронического дефицита финансирования, характерного для российской экономики, одних только этих решений будет слишком мало. Необходимо принципиальное изменение направленности денежно-кредитной политики в стране, нацеленное на предоставление доступного заемного финансирования (прежде всего – на длительные сроки, соответствующие инвестиционному циклу) для широкого круга предпринимателей.
Вторым по популярности запросом бизнеса, по итогам опроса, стало расширение рынка сбыта продукции и услуг. Для реализации данного запроса Корпорация МСП предполагает, в частности, расширить участие компаний МСП в госзакупках и закупках госкомпаний, повысив соответствующие требования и нормативы к заказчикам. В. Путин на форуме также предложил увеличить долю товаров, работ и услуг, которые закупают госкомпании у субъектов малого предпринимательства, до 25% с действующих 20%. Президент предложил также сократить и предельные сроки расчетов за поставленные товары, работы и услуги - с 30 до 15 рабочих дней.
Вместе с тем, это далеко не единственный механизм поддержки спроса на продукцию субъектов МСП. Для значительной части данного сектора важнейшую роль играет и восстановление роста доходов населения. Кроме того, для производственных и строительных организаций МСП очень важно восстановление инвестиционного спроса со стороны частного бизнеса и государства. Иными словами, задача поддержки спроса на продукцию МСП требует перехода к полноценной стимулирующей фискальной политике, ориентированной на оживление инвестиционного процесса (в том числе через масштабное расширение госинвестиций) и рост доходов населения/

 

 

О сокращении роли малого и среднего бизнеса в экономике России
Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России продолжает снижаться, что связано не только с пандемией, но и с неблагоприятными условиями ведения бизнеса в стране. При этом наибольшая часть мер поддержки МСП относится только к микро-бизнесу, что не способствует росту малых и средних компаний. Новая стратегия Корпорации МСП может расширить набор инструментов поддержки для малых и средних компаний, однако для полноценного развития МСП необходимы кардинальные изменения макроэкономических условий ведения бизнеса.

Доля малых и средних предприятий в обороте организаций продолжает падать, что означает риск невыполнения показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»
По данным Росстата, доля малых и средних предприятий (МСП) в обороте организаций снизилась с 17,6% в 2019 г. до 16,4% в пандемийном 2020 г. Ниже этого уровня за последние 10 лет эта доля была только в 2015 г., когда показатель составил 15,8%. Примечательно, что снижение доли МСП в обороте организаций началось еще задолго до пандемии: фактически оно происходит уже в течение трех последних лет подряд (см. рисунок). Важно и то, что реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного в конце 2018 г., не смогла остановить процесс падения.

На данный момент статистические данные о вкладе субъектов МСП в ВВП страны за 2020 г. (один из целевых показателей нацпроекта) не опубликованы. Однако судя по имеющимся данным по обороту организаций, можно ожидать, что по итогам 2020 г. целевой показатель национального проекта (доля МСП в ВВП страны, которая должна составить 23,5%) не будет выполнен. Такая ситуация уже наблюдалась по итогам 2019 г., когда на фоне снижения доли МСП в обороте организаций фактический вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составил только 20,8% при целевом показателе 22,9%.
Во многих отраслях доля малых и средних предприятий в обороте сокращается быстрее, чем в среднем по экономике – и не только из-за ограничений, введенных в период пандемии
С одной стороны, в отдельных сферах экономической деятельности сокращение доли МСП в обороте организаций действительно связано с ограничениями пандемии и сложностями выживания в сложившихся условиях. С другой стороны, тенденция к снижению доли малого и среднего бизнеса во многих сферах наблюдается уже несколько лет. Так, доля МСП в обороте организаций общественного питания в 2020 г. снизилась на 5,3 п.п. по сравнению с 2019 г. Однако по сравнению с 2017 г. снижение составило уже 13,8 п.п. (см. таблицу). Аналогичные тенденции наблюдаются и в других секторах сферы услуг, подвергшихся ограничениям в условиях карантина (в сфере культуры, спорта и организации досуга), а также в оптовой и розничной торговле. А это значит, что развитию МСП как в сфере потребительских услуг, так и в других секторах экономики препятствуют не только сложности, обусловленные пандемией, но и в целом условия для ведения предпринимательской деятельности в стране.
В большинстве отраслей, где падение доли МСП в обороте организаций оказалось наиболее значительным, сам вклад малого и среднего бизнеса в оборот по отрасли пока еще превышает среднероссийский уровень. Однако в двух видах экономической деятельности (деятельность в области информационных технологий, а также культура, спорт и организаций досуга) этот показатель уже стал ниже среднего по стране. При этом данные виды деятельности имеют высокий потенциал для развития малого и среднего предпринимательства.

Падение доли малых и средних предприятий в обороте организаций затронуло и большинство российских регионов
В 50 из 85 субъектов РФ доля МСП в обороте организаций в 2020 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом – сильнее всего в Республике Ингушетия (-11,9 п.п.), Псковской области (-5,3 п.п.), Москве (-4,7 п.п.) и Республике Дагестан (-4,4 п.п.).
При этом если проводить сравнение с 2017 г., то картина становится еще более удручающей. Сокращение доли МСП в обороте организаций затронуло уже 74 из 85 субъектов РФ. Наиболее значимым падение было опять же в Москве (-13,2 п.п.), а также в Воронежской области (-11,3 п.п.), Краснодарском крае (-10,9 п.п.), Мурманской (-10,4 п.п.) и Новосибирской (-10,1% п.п.) областях.
В ряде регионов России вклад субъектов МСП в оборот организаций в 2020 г. оказался минимальным. Среди них – Чукотский автономный округ (на МСП приходилось 6,0% суммарного оборота организаций), Республика Дагестан (6,5%), Мурманская область (7,5%), Республика Коми (8,3%), Кемеровская область (8,4%) и Астраханская область (9,3%). Большинство из этих регионов имеет сырьевую ориентацию экономики с доминирующей ролью крупных добывающих организаций.
При поддержке предпринимательства в России большее внимание традиционно уделяется малому, или даже микро-бизнесу, а средний бизнес остается в стороне, в то время как его развитие может способствовать росту доли МСП в экономике в целом
Говоря о снижении вклада МСП в экономику России, стоит отдельно остановиться на роли среднего бизнеса – пока что очень незначительной. В 2020 г. доля среднего бизнеса в обороте всех организаций составляла 3,7%, но и в целом за последние 10 лет не превышала 4,6% (2016 г.).
Проводить международные сравнения этого показателя сложно из-за разницы в методологии определения среднего бизнеса. Однако даже с учетом всех поправок очевидно, что в России вклад среднего бизнеса в экономике существенно отстает от зарубежных стран. Так, по данным ОЭСР, доля компаний с числом занятых от 50 до 249 человек в обороте организаций в Германии составляла 15,1%, в Великобритании – 15,5%, в Финляндии – 20,8%, а в Нидерландах – 27,8%. В России к средним предприятиям относятся компании с числом сотрудников от 101 до 250 человек. Более того, есть ограничения по размеру выручки (не более 2 млрд. руб. в год). Вместе с тем, разницу в несколько раз между Россией и данными странами одним лишь различием в методологии вряд ли можно объяснить. Если же оценивать не оборот, а число средних предприятий, то в общем количестве субъектов МСП в России на средние предприятия приходится только 0,3%, хотя в США этот показатель составляет 1,3%, а в странах ЕС – 1,1%.
При этом именно средний бизнес может выступать конкурентом для крупных компаний, что способствует развитию конкуренции в различных отраслях экономики. Наряду с этим, средний бизнес может быть более устойчивым к изменениям внешней среды и обеспечивать большее число рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) по сравнению с малым бизнесом. Кроме того, уровень развития среднего бизнеса важен еще и потому, что переход в категорию среднего бизнеса – это результат роста малых компаний, и успешное развитие средних компаний может выступать как ориентир или даже как стимул для развития малого бизнеса.
Однако существующая в России система регуляторных условий для малого и среднего бизнеса предполагает, что когда компания перерастает категорию микропредприятия, объем доступных мер поддержки резко сокращается. При этом в части налогообложения, например, это сокращение наступает даже до того, как компания прошла стадию малого предприятия (см. вставку). Все это приводит к тому, что растущему бизнесу сегодня не упрощают, а только усложняют условия. Такой подход касается не только налогообложения. По похожим принципам организовано предоставление субсидий на развитие бизнеса, а также ряд кредитных и лизинговых программ. Однако в условиях, когда малым (но не относящимся к микро) и средним предприятиям меры поддержки остаются практически недоступны, получается, что перспективы роста для начинающих бизнесов, пока что пользующихся поддержкой, также не определены.

Вставка. О проблемах применения упрощенной системы налогообложения компаниями МСП

Наиболее популярный в секторе МСП налоговый режим – упрощенная система налогообложения – в 2021 г. может применяться компаниями и ИП, выручка которых по итогам года не превышает 154,8 млн. руб. Для сравнения, критерий отнесения организации или ИП к субъектам малого бизнеса, установленный законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», предусматривает предельное значение дохода на уровне 800 млн. руб., а микробизнеса – 120 млн. руб. Стоит отметить, что при этом требования по численности занятых и структуре собственности по закону №209-ФЗ совпадают с налоговым законодательством. Таким образом, резкие отличия в критериях связаны только с выручкой.
В 2020 г. был сделан важный шаг, облегчающий переход с упрощенной системы на общий режим налогообложения в связи с превышением установленных ограничений на выручку и численность занятых. Однако допустимые пределы этих превышений также оказались весьма невысоки: выручка должна остаться в пределах 200 млн. руб., а численность занятых – до 130 чел. Таким образом, для растущего бизнеса переход с упрощенной на общую систему налогообложения (подразумевающий, в частности, переход на налоговый учет в полном объеме, уплату НДС и налога на прибыль) смягчен незначительно, и на непродолжительное время – до конца текущего налогового периода.

Источник: НК РФ, Закон №209-ФЗ от 24.07.2007

Новая стратегия Корпорации МСП может способствовать решению проблем отдельных МСП, однако для развития предпринимательства в стране нужны не только меры поддержки, но и создание благоприятных условий для ведения бизнеса
Новая стратегия АО «Корпорация МСП» до 2025 г., судя по ее презентации на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), направлена не только на поддержку создания новых бизнесов, но и на помощь росту и развитию уже существующих. При этом обсуждается и возможность оказания помощи не только субъектам среднего бизнеса, но и тем компаниям, которые по формальным признакам уже к категории МСП не относятся, но еще нуждаются в поддержке. Потенциально это может стать позитивным шагом в сторону развития среднего бизнеса, однако на данный момент неизвестно, какие конкретные меры будут реализованы в этом направлении.
При этом для полноценного развития сектора МСП в стране необходимы не только инструменты поддержки (которые в целом носят точечный характер, даже если они станут более доступными и для среднего бизнеса), но и принципиальное изменение условий ведения бизнеса, прежде всего макроэкономических.
Так, по итогам опроса предпринимателей, который был представлен в рамках презентации стратегии на форуме, выяснилось, что наиболее востребованным запросом с их стороны является доступ к инвестициям и кредитно-гарантийной поддержке. В ответ на этот запрос, в новой стратегии Корпорации МСП предполагается ускорить процесс принятия решений по заявкам на получение кредитов под гарантию, а также развивать альтернативные инструменты финансирования, например, краудинвестинг. Однако необходимо отметить, что для преодоления хронического дефицита финансирования, характерного для российской экономики, одних только этих решений будет слишком мало. Необходимо принципиальное изменение направленности денежно-кредитной политики в стране, нацеленное на предоставление доступного заемного финансирования (прежде всего – на длительные сроки, соответствующие инвестиционному циклу) для широкого круга предпринимателей.
Вторым по популярности запросом бизнеса, по итогам опроса, стало расширение рынка сбыта продукции и услуг. Для реализации данного запроса Корпорация МСП предполагает, в частности, расширить участие компаний МСП в госзакупках и закупках госкомпаний, повысив соответствующие требования и нормативы к заказчикам. В. Путин на форуме также предложил увеличить долю товаров, работ и услуг, которые закупают госкомпании у субъектов малого предпринимательства, до 25% с действующих 20%. Президент предложил также сократить и предельные сроки расчетов за поставленные товары, работы и услуги - с 30 до 15 рабочих дней.
Вместе с тем, это далеко не единственный механизм поддержки спроса на продукцию субъектов МСП. Для значительной части данного сектора важнейшую роль играет и восстановление роста доходов населения. Кроме того, для производственных и строительных организаций МСП очень важно восстановление инвестиционного спроса со стороны частного бизнеса и государства. Иными словами, задача поддержки спроса на продукцию МСП требует перехода к полноценной стимулирующей фискальной политике, ориентированной на оживление инвестиционного процесса (в том числе через масштабное расширение госинвестиций) и рост доходов населения/

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )