26.02.2019

О Послании Президента Федеральному Собранию

В Послании Федеральному собранию поставлены новые задачи социально-экономического развития, однако ключевой вопрос для экономики состоит в том, удастся ли преодолеть давно сложившиеся противоречия между бюджетной и денежно-кредитной политикой. Сохранение этих противоречий вызывает серьезные риски для достижения поставленных социальных и экономических целей

Политика сбережения доходов бюджета, подчеркнутая в Послании Президента, противоречит целям экономического развития страны

В своем Послании Президент подчеркнул, что у нас «мощная финансовая подушка безопасности», и впервые в истории России ее резервы полностью покрывают внешний госдолг. При этом, по словам В. Путина, «эти деньги работают», поскольку доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния поступают в российский бюджет.

Однако такая политика «сбережения» плохо совместима с поставленными задачами обеспечения устойчивого экономического роста, повышения объемов промышленного производства, роста инвестиций и реальных доходов населения. Более того, в последнее время эта политика вступает в прямое противоречие с задачами развития. Ярким примером этого является ситуация, когда необходимость финансирования национальных проектов была выдвинута как обоснование для повышения налоговой нагрузки на экономику – и это при профиците бюджета, который по итогам года превысил 2,7 трлн. руб.

Реализация прорывных изменений в уровне социально-экономического развития страны требует принципиально иного подхода к формированию бюджета. Со стороны бюджета необходимо целенаправленное финансирование расходов на развитие, но не за счет новых изъятий, а, напротив, за счет использования «сбереженных» ранее средств и иных инструментов финансирования дефицита. Профинансированные таким образом средне- и долгосрочные вложения дадут импульс к развитию, приведут к мультипликативному росту экономики, и в том числе – налоговой базы. Только в этом случае бюджетные средства действительно будут работать на экономику.

Накопившиеся противоречия в бюджетной и денежно-кредитной политике в России нашли отражение и в Послании

Президент в своем Послании поднял ряд вопросов о необходимости смягчения денежно-кредитной политики, направленных непосредственно в адрес Центрального Банка:  «выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9%, а затем – до 8% и ниже» и «разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства». Помимо этого, Президент призвал Банк России и правоохранительные органы «навести порядок на рынке микрокредитования».

Однако необходимость в принятии таких мер возникает прежде всего потому, что поставленные социальные задачи и задачи экономического развития не могут быть реализованы в условиях жесткой политики Банка России, препятствующей снижению процентных ставок. По сути, снижение ставок по ипотеке для семей с детьми могло бы и не понадобиться, если бы в целом по  экономике происходило снижение ставок. Более того, снизилась бы и острота проблемы распространения недобросовестных услуг микрокредитных организаций, поскольку часть заемщиков на рынке микрокредитов стала бы клиентами банков на рынке доступного потребительского кредитования. При этом Банк России не только не идет на смягчение денежно-кредитной политики, объясняя это необходимостью поддержания низкого уровня инфляции, но и допускает ее дальнейшее ужесточение. Так, принятое ранее решение о повышении НДС уже приводило к увеличению ключевой ставки.

Важно отметить, что задачи «сбережения человека» и борьбы с бедностью, поставленные Президентом в Послании, выполнение которых потребует расходов на поддержку различных социальных групп населения и приведет к расширению потребительского спроса, по сути, дают новый сигнал Банку России к повышению ключевой ставки (если исходить из его стандартной логики). В результате получается замкнутый круг, когда бюджетная политика, ориентируясь на повышение доходов и увеличение внутреннего спроса, создает так называемые «проинфляционные риски», а денежно-кредитная политика борется с ними, зажимая потребительский и инвестиционный спрос и тем самым сокращая возможности для повышения доходов населения за счет роста экономики.

Реализация социальных задач, поставленных в Послании Президента, не сопровождается поддержкой экономического развития, что ставит под сомнение возможности «прорывного развития» России

Президент упоминает в Послании, что квалифицированные и хорошо оплачиваемые рабочие места во всех регионах страны и свобода для предпринимательства могут «победить бедность, обеспечить стабильное, ощутимое повышение доходов граждан». Однако большинство названных Президентом в Послании мер направлены на поддержку определенных групп населения в виде единовременных или периодических денежных выплат (таких как повышение пособий и разовых выплат на ипотеку для семей с детьми). Такие меры, безусловно, оказывают поддержку населению с низкими доходами, однако недостаточны для того, чтобы обеспечить им выход из бедности за счет стабильного роста реальных доходов в будущем.

При этом механизмы такого выхода из бедности – поддержка инвестиционной активности, развитие предпринимательства, восстановление экономического роста – в Послании остались практически без внимания. По этим вопросам в Послании были названы приоритетные задачи (повышение производительности труда, улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции, снятие инфраструктурных ограничений и подготовка современных кадров), однако способы решения этих задач не были обозначены.

В целом, содержание Послания в части поддержки экономического роста было ограничено упоминанием тех мер, которые уже заложены в нацпроектах, и предложением очень точечных мер (таких как освобождение от налогов застройщиков социальных объектов или медицинских и образовательных организаций) или мер в отдельных секторах экономики (здравоохранение, образование, космическая промышленность). Однако одних только этих мер не будет достаточно для создания «условий прорывного развития», о которых говорил Президент. Сохранение текущего положения дел вместе с имеющимися противоречиями между бюджетной и денежно-кредитной политикой с высокой вероятностью приведет к тому, что попытки достижения целей, поставленных в Послании и в национальных проектах, столкнутся все с теми же проблемами, которые уже привели к недостижению целей Послания 2012 г.

Обеспечение реального прорывного развития экономики России уже сегодня требует активной стимулирующей бюджетной и денежно-кредитной политики. Расширение мер социальной поддержки должно сопровождаться снижением налоговой нагрузки, увеличением госрасходов и повышением доступности долгосрочного кредитования для роста производства и инвестиций. В долгосрочной перспективе это будет способствовать и стабильному низкому уровню инфляции, и снижению бедности, и «сбережению человека», и расширению налоговой базы.

 

О Послании Президента Федеральному Собранию
В Послании Федеральному собранию поставлены новые задачи социально-экономического развития, однако ключевой вопрос для экономики состоит в том, удастся ли преодолеть давно сложившиеся противоречия между бюджетной и денежно-кредитной политикой. Сохранение этих противоречий вызывает серьезные риски для достижения поставленных социальных и экономических целей

Политика сбережения доходов бюджета, подчеркнутая в Послании Президента, противоречит целям экономического развития страны

В своем Послании Президент подчеркнул, что у нас «мощная финансовая подушка безопасности», и впервые в истории России ее резервы полностью покрывают внешний госдолг. При этом, по словам В. Путина, «эти деньги работают», поскольку доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния поступают в российский бюджет.

Однако такая политика «сбережения» плохо совместима с поставленными задачами обеспечения устойчивого экономического роста, повышения объемов промышленного производства, роста инвестиций и реальных доходов населения. Более того, в последнее время эта политика вступает в прямое противоречие с задачами развития. Ярким примером этого является ситуация, когда необходимость финансирования национальных проектов была выдвинута как обоснование для повышения налоговой нагрузки на экономику – и это при профиците бюджета, который по итогам года превысил 2,7 трлн. руб.

Реализация прорывных изменений в уровне социально-экономического развития страны требует принципиально иного подхода к формированию бюджета. Со стороны бюджета необходимо целенаправленное финансирование расходов на развитие, но не за счет новых изъятий, а, напротив, за счет использования «сбереженных» ранее средств и иных инструментов финансирования дефицита. Профинансированные таким образом средне- и долгосрочные вложения дадут импульс к развитию, приведут к мультипликативному росту экономики, и в том числе – налоговой базы. Только в этом случае бюджетные средства действительно будут работать на экономику.

Накопившиеся противоречия в бюджетной и денежно-кредитной политике в России нашли отражение и в Послании

Президент в своем Послании поднял ряд вопросов о необходимости смягчения денежно-кредитной политики, направленных непосредственно в адрес Центрального Банка:  «выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9%, а затем – до 8% и ниже» и «разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства». Помимо этого, Президент призвал Банк России и правоохранительные органы «навести порядок на рынке микрокредитования».

Однако необходимость в принятии таких мер возникает прежде всего потому, что поставленные социальные задачи и задачи экономического развития не могут быть реализованы в условиях жесткой политики Банка России, препятствующей снижению процентных ставок. По сути, снижение ставок по ипотеке для семей с детьми могло бы и не понадобиться, если бы в целом по  экономике происходило снижение ставок. Более того, снизилась бы и острота проблемы распространения недобросовестных услуг микрокредитных организаций, поскольку часть заемщиков на рынке микрокредитов стала бы клиентами банков на рынке доступного потребительского кредитования. При этом Банк России не только не идет на смягчение денежно-кредитной политики, объясняя это необходимостью поддержания низкого уровня инфляции, но и допускает ее дальнейшее ужесточение. Так, принятое ранее решение о повышении НДС уже приводило к увеличению ключевой ставки.

Важно отметить, что задачи «сбережения человека» и борьбы с бедностью, поставленные Президентом в Послании, выполнение которых потребует расходов на поддержку различных социальных групп населения и приведет к расширению потребительского спроса, по сути, дают новый сигнал Банку России к повышению ключевой ставки (если исходить из его стандартной логики). В результате получается замкнутый круг, когда бюджетная политика, ориентируясь на повышение доходов и увеличение внутреннего спроса, создает так называемые «проинфляционные риски», а денежно-кредитная политика борется с ними, зажимая потребительский и инвестиционный спрос и тем самым сокращая возможности для повышения доходов населения за счет роста экономики.

Реализация социальных задач, поставленных в Послании Президента, не сопровождается поддержкой экономического развития, что ставит под сомнение возможности «прорывного развития» России

Президент упоминает в Послании, что квалифицированные и хорошо оплачиваемые рабочие места во всех регионах страны и свобода для предпринимательства могут «победить бедность, обеспечить стабильное, ощутимое повышение доходов граждан». Однако большинство названных Президентом в Послании мер направлены на поддержку определенных групп населения в виде единовременных или периодических денежных выплат (таких как повышение пособий и разовых выплат на ипотеку для семей с детьми). Такие меры, безусловно, оказывают поддержку населению с низкими доходами, однако недостаточны для того, чтобы обеспечить им выход из бедности за счет стабильного роста реальных доходов в будущем.

При этом механизмы такого выхода из бедности – поддержка инвестиционной активности, развитие предпринимательства, восстановление экономического роста – в Послании остались практически без внимания. По этим вопросам в Послании были названы приоритетные задачи (повышение производительности труда, улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции, снятие инфраструктурных ограничений и подготовка современных кадров), однако способы решения этих задач не были обозначены.

В целом, содержание Послания в части поддержки экономического роста было ограничено упоминанием тех мер, которые уже заложены в нацпроектах, и предложением очень точечных мер (таких как освобождение от налогов застройщиков социальных объектов или медицинских и образовательных организаций) или мер в отдельных секторах экономики (здравоохранение, образование, космическая промышленность). Однако одних только этих мер не будет достаточно для создания «условий прорывного развития», о которых говорил Президент. Сохранение текущего положения дел вместе с имеющимися противоречиями между бюджетной и денежно-кредитной политикой с высокой вероятностью приведет к тому, что попытки достижения целей, поставленных в Послании и в национальных проектах, столкнутся все с теми же проблемами, которые уже привели к недостижению целей Послания 2012 г.

Обеспечение реального прорывного развития экономики России уже сегодня требует активной стимулирующей бюджетной и денежно-кредитной политики. Расширение мер социальной поддержки должно сопровождаться снижением налоговой нагрузки, увеличением госрасходов и повышением доступности долгосрочного кредитования для роста производства и инвестиций. В долгосрочной перспективе это будет способствовать и стабильному низкому уровню инфляции, и снижению бедности, и «сбережению человека», и расширению налоговой базы.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )