19.03.2019

Обзор макроэкономической ситуации 15 марта 2019

Федеральный бюджет / Внешняя торговля / Агрострахование / Продажи автомобилей

Федеральный бюджет

На фоне роста доходов и расходов федераль­ного бюджета продолжается наращивание его  профицита

По предварительным данным Минфина, опубликован­ным на этой неделе, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2019 г. составили 2842,7 млрд. руб., расходы – 2533,1 млрд. руб., а профицит – 309,6 млрд. руб. Для сравнения, в январе-феврале 2018 г. профицит бюджета был немного меньше (301,4 млрд. руб.). Рост профицита наблюдается на фоне увеличения не только доходов бюджета (на 12,2% в годовом выражении), но и его расходов (на 13,4%). Однако в структуре доходов бюджета, в отличие от последних лет, наиболее высокие темпы роста показали доходы, не относящиеся к нефтегазовым (они выросли на 18,5% в годовом выражении). При этом нефтегазовые доходы увеличи­лись только на 6,0%. В результате на нефтегазо­вые доходы теперь приходится 48,1% доходов федерального бюджета (годом ранее – 50,9%).

Внешняя торговля

По итогам января 2019 г. было отмечено одновременное снижение и экспорта, и импорта российских товаров, что произошло впервые с августа 2016 г.

Согласно данным ФТС, экспорт российских товаров снизился в годовом выражении на 7,4%, а импорт – на 1,6%. Основным фактором сокращения экспорта в начале года стало снижение цен на нефть и, соответственно, снижение стоимостного объема поста­вок топливно-энергетических товаров. Среди стран-ведущих торговых партнеров в наибольшей степени сократились поставки в Китай (их основная часть приходится на поставки сырой нефти). Из остальных товарных групп обращает на себя внимание резкое падение экспорта машин и оборудования: по данным ФТС, поставки в физическом выражении упали более чем в 2 раза по сравнению с январем 2018 г. Темпы снижения импорта в январе замедлись по сравнению с декабрем 2018 г., однако в целом снижение спроса на иностранные товары наблюдается уже на протяжении 6 последних месяцев, что указывает на слабый потребительский и инвестиционный спрос в российской экономике.

Агрострахование

В 2018 г. рынок агрострахования продолжил падать за счет сокращения страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с господдержкой

По данным Банка России, в 2018 г. объем премий по страхованию сельхозпроизводителей сократился на 4,9% по сравнению с 2017 г. и составил 3,73 млрд. руб. Таким образом, продолжилась тенденция 2017 г., когда объем премий упал более чем вдвое (на 60,1%).

При этом по сравнению с 2014 г. объем премий в 2018 г. упал в 4,5 раза. Это связано с сокращением агрострахо­вания, осуществляемого с господдержкой: по данному виду страхования в 2018 г. было зафиксировано снижение на 18,1% в годовом выражении (до 1,95 млрд. руб.), или падение в 7,5 раз по сравнению с 2014 г. Наряду с этим, коммерческое агрострахование (осуществляемое без господдержки) выросло в 2018 г. на 15,6% (до 1,78 млрд. руб.). В итоге доля страхования сельхозпроизводителей с господдержкой сократилась до 52,2% (год назад она составляла 60,7%, в 2014 г. – 87,6%). 

Как и в 2017 г., агрострахование с господдержкой в 2018 г. сокращалось исключительно за счет сферы растениеводства. Так, страхование урожая сельскохо­зяйственных культур и посадок многолетних насажде­ний сократилось на 31,5% в годовом выражении (для сравнения, страхование сельскохозяйственных живот­ных, осуществляемое с господдержкой, выросло на 2,2%). Кроме того, определенный вклад в сокращение агрострахования вносит все продолжающееся снижение числа страховых компаний, действующих на этом рынке. По данным Банка России, в 2018 г. в сельскохозяйственном страховании участвовало 27 страховых компаний, из них лишь 12 занимались страхованием с господдержкой (для примера, в 2014 г. их было 63, в том числе 43 обеспечивали агрострахо­вание с господдержкой).

Между тем, с 1 марта 2019 г. введен ряд изменений в систему агрострахования. В частности, на данный вид поддержки выделен отдельный бюджет в рамках единой субсидии. Кроме того, расширены направления страхования, отменен порог гибели посевов, что потенциально способствует восстановлению объемов страхования сельхозпроизводителей. 

Продажи легковых автомобилей

В феврале 2019 г. возобновилось падение российского рынка новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в феврале 2019 г. продажи упали на 3,6% в годовом выражении и составили 128,4 тыс. машин. Отрицатель­ная динамика продаж была зафиксирована впервые с февраля 2017 г. При этом по сравнению с докризисным уровнем продаж (февралем 2014 г.) падение российско­го автомобильного рынка составило 37,8%. В целом за первые два месяца 2019 г. продажи сократились на 1,8% в годовом выражении.

Сокращению продаж способствует целый ряд факторов. Во-первых, вслед за повышением НДС большинство компаний увеличило цены на автомо­били. По данным Росстата, в феврале 2019 г. цены на легковые автомобили в целом выросли на 5,8% в годовом выражении, в том числе на новые иностранные марки – на 9,0%. Стоимость владения автомобилем также повысилась: цена на автомобиль­ный бензин выросла в среднем на 9,6%, на дизельное топливо – на 14,9%. Во-вторых, с начала 2019 г. произошло сокращение программ господдержки. Так, по направлению льготного автокредитования остались лишь адресные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», предоставляющие скидки при покупке автомобиля стоимостью до 1 млн. руб. На это выделено всего около 3 млрд. руб. В результате, данная мера скорее является мерой социальной поддержки, чем мерой поддержки автомобильной промышленности.

Обзор макроэкономической ситуации 15 марта 2019
Федеральный бюджет / Внешняя торговля / Агрострахование / Продажи автомобилей

Федеральный бюджет

На фоне роста доходов и расходов федераль­ного бюджета продолжается наращивание его  профицита

По предварительным данным Минфина, опубликован­ным на этой неделе, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2019 г. составили 2842,7 млрд. руб., расходы – 2533,1 млрд. руб., а профицит – 309,6 млрд. руб. Для сравнения, в январе-феврале 2018 г. профицит бюджета был немного меньше (301,4 млрд. руб.). Рост профицита наблюдается на фоне увеличения не только доходов бюджета (на 12,2% в годовом выражении), но и его расходов (на 13,4%). Однако в структуре доходов бюджета, в отличие от последних лет, наиболее высокие темпы роста показали доходы, не относящиеся к нефтегазовым (они выросли на 18,5% в годовом выражении). При этом нефтегазовые доходы увеличи­лись только на 6,0%. В результате на нефтегазо­вые доходы теперь приходится 48,1% доходов федерального бюджета (годом ранее – 50,9%).

Внешняя торговля

По итогам января 2019 г. было отмечено одновременное снижение и экспорта, и импорта российских товаров, что произошло впервые с августа 2016 г.

Согласно данным ФТС, экспорт российских товаров снизился в годовом выражении на 7,4%, а импорт – на 1,6%. Основным фактором сокращения экспорта в начале года стало снижение цен на нефть и, соответственно, снижение стоимостного объема поста­вок топливно-энергетических товаров. Среди стран-ведущих торговых партнеров в наибольшей степени сократились поставки в Китай (их основная часть приходится на поставки сырой нефти). Из остальных товарных групп обращает на себя внимание резкое падение экспорта машин и оборудования: по данным ФТС, поставки в физическом выражении упали более чем в 2 раза по сравнению с январем 2018 г. Темпы снижения импорта в январе замедлись по сравнению с декабрем 2018 г., однако в целом снижение спроса на иностранные товары наблюдается уже на протяжении 6 последних месяцев, что указывает на слабый потребительский и инвестиционный спрос в российской экономике.

Агрострахование

В 2018 г. рынок агрострахования продолжил падать за счет сокращения страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с господдержкой

По данным Банка России, в 2018 г. объем премий по страхованию сельхозпроизводителей сократился на 4,9% по сравнению с 2017 г. и составил 3,73 млрд. руб. Таким образом, продолжилась тенденция 2017 г., когда объем премий упал более чем вдвое (на 60,1%).

При этом по сравнению с 2014 г. объем премий в 2018 г. упал в 4,5 раза. Это связано с сокращением агрострахо­вания, осуществляемого с господдержкой: по данному виду страхования в 2018 г. было зафиксировано снижение на 18,1% в годовом выражении (до 1,95 млрд. руб.), или падение в 7,5 раз по сравнению с 2014 г. Наряду с этим, коммерческое агрострахование (осуществляемое без господдержки) выросло в 2018 г. на 15,6% (до 1,78 млрд. руб.). В итоге доля страхования сельхозпроизводителей с господдержкой сократилась до 52,2% (год назад она составляла 60,7%, в 2014 г. – 87,6%). 

Как и в 2017 г., агрострахование с господдержкой в 2018 г. сокращалось исключительно за счет сферы растениеводства. Так, страхование урожая сельскохо­зяйственных культур и посадок многолетних насажде­ний сократилось на 31,5% в годовом выражении (для сравнения, страхование сельскохозяйственных живот­ных, осуществляемое с господдержкой, выросло на 2,2%). Кроме того, определенный вклад в сокращение агрострахования вносит все продолжающееся снижение числа страховых компаний, действующих на этом рынке. По данным Банка России, в 2018 г. в сельскохозяйственном страховании участвовало 27 страховых компаний, из них лишь 12 занимались страхованием с господдержкой (для примера, в 2014 г. их было 63, в том числе 43 обеспечивали агрострахо­вание с господдержкой).

Между тем, с 1 марта 2019 г. введен ряд изменений в систему агрострахования. В частности, на данный вид поддержки выделен отдельный бюджет в рамках единой субсидии. Кроме того, расширены направления страхования, отменен порог гибели посевов, что потенциально способствует восстановлению объемов страхования сельхозпроизводителей. 

Продажи легковых автомобилей

В феврале 2019 г. возобновилось падение российского рынка новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в феврале 2019 г. продажи упали на 3,6% в годовом выражении и составили 128,4 тыс. машин. Отрицатель­ная динамика продаж была зафиксирована впервые с февраля 2017 г. При этом по сравнению с докризисным уровнем продаж (февралем 2014 г.) падение российско­го автомобильного рынка составило 37,8%. В целом за первые два месяца 2019 г. продажи сократились на 1,8% в годовом выражении.

Сокращению продаж способствует целый ряд факторов. Во-первых, вслед за повышением НДС большинство компаний увеличило цены на автомо­били. По данным Росстата, в феврале 2019 г. цены на легковые автомобили в целом выросли на 5,8% в годовом выражении, в том числе на новые иностранные марки – на 9,0%. Стоимость владения автомобилем также повысилась: цена на автомобиль­ный бензин выросла в среднем на 9,6%, на дизельное топливо – на 14,9%. Во-вторых, с начала 2019 г. произошло сокращение программ господдержки. Так, по направлению льготного автокредитования остались лишь адресные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», предоставляющие скидки при покупке автомобиля стоимостью до 1 млн. руб. На это выделено всего около 3 млрд. руб. В результате, данная мера скорее является мерой социальной поддержки, чем мерой поддержки автомобильной промышленности.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )