16.04.2019

Обзор макроэкономической ситуации 12 апреля 2019

Платежный баланс / Продажи легковых автомобилей / Научно-технологическое развитие

Платежный баланс

Снижение импорта и выплат инвестиционных доходов нерезидентам обеспечивает сохранение высокого профицита счета текущих операций

В I квартале 2019 г. профицит счета текущих операций платежного баланса РФ составил 32,8 млрд. долл., что является максимальным значением для этого периода времени с 2013 г. Сохранению профицита в настоящее время способствуют такие факторы, как снижение потребления импортных товаров и услуг, а также сок­ращение выплат инвестиционных доходов нерезиден­там в результате общего снижения объема внешней задолженности российских банков и компаний нефи­нансового сектора. Импорт товаров и услуг снижается на протяжении 3 последних кварталов, а объем выплат инвестиционных доходов нерезиден­там по итогам I квартала оказался на минимальном уровне со II квартала 2016 г. С другой стороны, потенциал дальнейшего увеличения сальдо счета текущих операций также, скорее всего, исчерпан: на фоне более низких цен на нефть по сравнению с прошлым годом  объем российского товарного экспорта сократился в I квартале на 0,5% в годовом выражении.

Рост прямых иностранных инвестиций по итогам I квартала не перекрывает общего оттока капитала нефинансового сектора

Данные из финансового счета платежного баланса показали существенный приток прямых иностранных инвестиций в Россию, который составил по итогам I квартала 11,5 млрд. долл. – это максимальное значение показателя за последние 7 кварталов. В то же время чистые иностранные активы нефинансово­го сектора выросли в I квартале на 9,4 млрд. долл., что указывает на то, что в целом привлекательность вложений в российские активы остается на низком уровне, за исключением гособлигаций. По итогам квартала вложения нерезидентов в долговые обязательства РФ составили 7,5 млрд. долл. на фоне роста курса рубля (+7,3% за квартал) и сохранения высоких процентных ставок.

Продажи легковых автомобилей

В I квартале 2019 г. на российском рынке новых легковых автомобилей и легкого коммерчес­кого транспорта наблюдалась стагнация 

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2019 г. продажи выросли на 1,8% в годовом выражении (до 160,2 тыс. машин). При этом по сравнению с докризисным уровнем продаж (мартом 2014 г.) падение российского автомо­бильного рынка составило 34,2%. В целом за I квартал 2019 г. продажи сократились в годовом выражении на 0,3%.

Госпрограммы стимулирования спроса на новые авто­мобили помогли улучшить продажи в марте (в февра­ле динамика продаж была отрицатель­ной). Согласно заявлениям представителей Минпром­торга, к 1 апреля 2019 г. с господдержкой было реали­зовано 29,7 тыс. авто, из них 19,4 тыс. – по програм­мам льготного автокреди­тования «Семейный автомо­биль» и «Первый автомо­биль» (которые были снова запущены лишь с 1 марта 2019 г.). Однако в рамках этих двух программ в текущем году планировалось реализовать 27 тыс. машин, а значит почти 72% плана уже выполнено. Таким образом, эффект объявленной госпомощи практически исчерпан, и для удержания уровня продаж хотя бы на уровне прошлого года необходимы дополнительные меры господдержки.

Продажи российских легковых автомобилей на внешних рынках в физическом объеме растут, однако в стоимостном выражении картина менее позитивная

Согласно данным ФТС, в январе-феврале 2019 г. динамика экспорта легковых автомобилей из России была положительной: было экспортировано 13,5 тыс. шт. автомобилей, что на 40,7% больше, чем годом ранее. Однако в стоимостном выражении прирост был менее значительным – продажи выросли на 25,8% в годовом выражении, до 172,6 млн. долл.

В целом за 2018 г. физические поставки за рубеж выросли на 10,5% по сравнению с 2017 г., составив 93,8 тыс. машин. Однако если продажи в страны СНГ выросли почти в 1,5 раза, то поставки в страны дальнего зарубежья упали в 1,8 раза, что стало основной причиной снижения стоимостного объема экспорта (в целом экспорт в стоимостном выражении снизился на 2,6%, до 1,3 млрд. долл.). Доля СНГ в российском экспорте в физическом объеме в 2018 г. снова выросла и составила 80,4% (против 61,4% в 2017 г., т.е. +19,0 п.п. за год). В основном экспортные поставки из России идут в Белоруссию (47,3% экспорта) и Казахстан (19,0%).

Импорт легковых автомобилей в 2018 г. продолжил постепенное восстановление, увеличившись на 8,4% в стоимостном выражении. Объем импорта составил 7,3 млрд. долл., что в 5,6 раз превышает объемы экспорта.

Научно-технологическое развитие

В новой программе научно-технологического развития России установлены довольно низкие значения ряда целевых показателей

Опубликованная на этой неделе госпрограмма «Науч­но-технологическое развитие РФ» содержит целевые значения по большинству показателей до 2024 г. (по некоторым – до 2030 г.). Например, к 2024 г. в глобальные рейтинги должны войти 50 российских университетов, по сравнению с 40 университе­тами в прошлом году. Однако в международном рейтинге конкурентоспособности талантов в 2024 г. Россия займет лишь 49 место по сравне­нию с 55 местом в 2018 г. Примечательно при этом, что такой показатель, как доля вузов, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, достигнет целевого значе­ния в 20% уже в 2019 г. и не будет увеличиваться во все последующие годы. Коли­чество же специальных грантов, выданных аспиран­там на проведение научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ, в 2019 и 2020 гг. составит 1500 единиц в год, но в период 2021-2024 гг. сократится до 1000 единиц.

Россия будет по-прежнему существенно отставать по объемам финансирования науки от зарубежных стран

Согласно утвержденной программе, внутренние затраты на исследования и разработки из всех источников за следующие 6 лет увеличатся примерно в 1,7 раза – до 1 847,6 млрд. руб. в 2024 г. в текущих ценах. При этом начиная с 2025 г. планируемый ежегодный объем финансирова­ния снижается (до 1840,0 млрд. руб.) и остается на этом же уровне и в последующие годы.

Однако планируемый рост объемов финансирования вряд ли обеспечит научно-технологический прорыв, поскольку отношение расходов в данной сфере к ВВП во все эти годы останется практически неизменным. Исходя из прогнозных значений объемов ВВП, представленных МЭР, в 2024 г. расхо­ды на исследования и разработки составят 1,2% ВВП (в 2018 г. – 1,1%). Для сравнения, в странах-участниках ОЭСР средний объем финансирования иссле­дований и разработок в 2017 г. составлял 2,4% ВВП. При этом по отдельным странам объемы финансирования были значительно выше – 4,6% ВВП в Республике Корея, 4,5% в Израиле, 3,2% в Японии и Австрии, 3,0% в Германии

 

Обзор макроэкономической ситуации 12 апреля 2019
Платежный баланс / Продажи легковых автомобилей / Научно-технологическое развитие

Платежный баланс

Снижение импорта и выплат инвестиционных доходов нерезидентам обеспечивает сохранение высокого профицита счета текущих операций

В I квартале 2019 г. профицит счета текущих операций платежного баланса РФ составил 32,8 млрд. долл., что является максимальным значением для этого периода времени с 2013 г. Сохранению профицита в настоящее время способствуют такие факторы, как снижение потребления импортных товаров и услуг, а также сок­ращение выплат инвестиционных доходов нерезиден­там в результате общего снижения объема внешней задолженности российских банков и компаний нефи­нансового сектора. Импорт товаров и услуг снижается на протяжении 3 последних кварталов, а объем выплат инвестиционных доходов нерезиден­там по итогам I квартала оказался на минимальном уровне со II квартала 2016 г. С другой стороны, потенциал дальнейшего увеличения сальдо счета текущих операций также, скорее всего, исчерпан: на фоне более низких цен на нефть по сравнению с прошлым годом  объем российского товарного экспорта сократился в I квартале на 0,5% в годовом выражении.

Рост прямых иностранных инвестиций по итогам I квартала не перекрывает общего оттока капитала нефинансового сектора

Данные из финансового счета платежного баланса показали существенный приток прямых иностранных инвестиций в Россию, который составил по итогам I квартала 11,5 млрд. долл. – это максимальное значение показателя за последние 7 кварталов. В то же время чистые иностранные активы нефинансово­го сектора выросли в I квартале на 9,4 млрд. долл., что указывает на то, что в целом привлекательность вложений в российские активы остается на низком уровне, за исключением гособлигаций. По итогам квартала вложения нерезидентов в долговые обязательства РФ составили 7,5 млрд. долл. на фоне роста курса рубля (+7,3% за квартал) и сохранения высоких процентных ставок.

Продажи легковых автомобилей

В I квартале 2019 г. на российском рынке новых легковых автомобилей и легкого коммерчес­кого транспорта наблюдалась стагнация 

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2019 г. продажи выросли на 1,8% в годовом выражении (до 160,2 тыс. машин). При этом по сравнению с докризисным уровнем продаж (мартом 2014 г.) падение российского автомо­бильного рынка составило 34,2%. В целом за I квартал 2019 г. продажи сократились в годовом выражении на 0,3%.

Госпрограммы стимулирования спроса на новые авто­мобили помогли улучшить продажи в марте (в февра­ле динамика продаж была отрицатель­ной). Согласно заявлениям представителей Минпром­торга, к 1 апреля 2019 г. с господдержкой было реали­зовано 29,7 тыс. авто, из них 19,4 тыс. – по програм­мам льготного автокреди­тования «Семейный автомо­биль» и «Первый автомо­биль» (которые были снова запущены лишь с 1 марта 2019 г.). Однако в рамках этих двух программ в текущем году планировалось реализовать 27 тыс. машин, а значит почти 72% плана уже выполнено. Таким образом, эффект объявленной госпомощи практически исчерпан, и для удержания уровня продаж хотя бы на уровне прошлого года необходимы дополнительные меры господдержки.

Продажи российских легковых автомобилей на внешних рынках в физическом объеме растут, однако в стоимостном выражении картина менее позитивная

Согласно данным ФТС, в январе-феврале 2019 г. динамика экспорта легковых автомобилей из России была положительной: было экспортировано 13,5 тыс. шт. автомобилей, что на 40,7% больше, чем годом ранее. Однако в стоимостном выражении прирост был менее значительным – продажи выросли на 25,8% в годовом выражении, до 172,6 млн. долл.

В целом за 2018 г. физические поставки за рубеж выросли на 10,5% по сравнению с 2017 г., составив 93,8 тыс. машин. Однако если продажи в страны СНГ выросли почти в 1,5 раза, то поставки в страны дальнего зарубежья упали в 1,8 раза, что стало основной причиной снижения стоимостного объема экспорта (в целом экспорт в стоимостном выражении снизился на 2,6%, до 1,3 млрд. долл.). Доля СНГ в российском экспорте в физическом объеме в 2018 г. снова выросла и составила 80,4% (против 61,4% в 2017 г., т.е. +19,0 п.п. за год). В основном экспортные поставки из России идут в Белоруссию (47,3% экспорта) и Казахстан (19,0%).

Импорт легковых автомобилей в 2018 г. продолжил постепенное восстановление, увеличившись на 8,4% в стоимостном выражении. Объем импорта составил 7,3 млрд. долл., что в 5,6 раз превышает объемы экспорта.

Научно-технологическое развитие

В новой программе научно-технологического развития России установлены довольно низкие значения ряда целевых показателей

Опубликованная на этой неделе госпрограмма «Науч­но-технологическое развитие РФ» содержит целевые значения по большинству показателей до 2024 г. (по некоторым – до 2030 г.). Например, к 2024 г. в глобальные рейтинги должны войти 50 российских университетов, по сравнению с 40 университе­тами в прошлом году. Однако в международном рейтинге конкурентоспособности талантов в 2024 г. Россия займет лишь 49 место по сравне­нию с 55 местом в 2018 г. Примечательно при этом, что такой показатель, как доля вузов, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, достигнет целевого значе­ния в 20% уже в 2019 г. и не будет увеличиваться во все последующие годы. Коли­чество же специальных грантов, выданных аспиран­там на проведение научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ, в 2019 и 2020 гг. составит 1500 единиц в год, но в период 2021-2024 гг. сократится до 1000 единиц.

Россия будет по-прежнему существенно отставать по объемам финансирования науки от зарубежных стран

Согласно утвержденной программе, внутренние затраты на исследования и разработки из всех источников за следующие 6 лет увеличатся примерно в 1,7 раза – до 1 847,6 млрд. руб. в 2024 г. в текущих ценах. При этом начиная с 2025 г. планируемый ежегодный объем финансирова­ния снижается (до 1840,0 млрд. руб.) и остается на этом же уровне и в последующие годы.

Однако планируемый рост объемов финансирования вряд ли обеспечит научно-технологический прорыв, поскольку отношение расходов в данной сфере к ВВП во все эти годы останется практически неизменным. Исходя из прогнозных значений объемов ВВП, представленных МЭР, в 2024 г. расхо­ды на исследования и разработки составят 1,2% ВВП (в 2018 г. – 1,1%). Для сравнения, в странах-участниках ОЭСР средний объем финансирования иссле­дований и разработок в 2017 г. составлял 2,4% ВВП. При этом по отдельным странам объемы финансирования были значительно выше – 4,6% ВВП в Республике Корея, 4,5% в Израиле, 3,2% в Японии и Австрии, 3,0% в Германии

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )